Анатолий Баташев: «Досудебный порядок необходим в отношении загрязнителей воды и воздуха»
Губернатор Московской области Андрей Воробьев на выставке-форуме «Экотех-2017» предложил ввести в регионе досудебный порядок приостановки несанкционированных сбросов в реки для минимизации вреда, наносимого окружающей среде. Поможет ли эта инициатива улучшить экологию Подмосковья? Не отразится ли это негативно на промышленности региона? Что сейчас, на ваш взгляд, наносит наибольший ущерб природе Московской области? Как вы считаете, какие еще меры нужно предпринять для того, чтобы исправить ситуацию?
Анатолий Баташев, гражданский активист и эколог (г. Балашиха):
«Мое мнение однозначно: досудебный порядок необходим. Причем Андрей Юрьевич сказал мягко, а я скажу жестко: он необходим как в отношении загрязнителей воды, так и в отношении загрязнителей воздуха. Потому что сейчас складывается такая ситуация. Мы, например, нашу речку Пехору чистим, большую часть пломб, которые мы поставили на загрязняющие стоки, тут же откупоривают. С другой стороны, есть ряд предприятий, территории которых загрязняют атмосферу и на которые без проверок даже зайти невозможно. В Балашихе, например, есть территория, которая травит Кучино (кроме свалки), она находится по адресу: ул Южная, 11/2. Травят, а предъявить им нечего, потому что даже непонятно, на кого в суд подавать. Около Люберец та же история: около люберецких очистных сооружений стоят предприятия, которые нужно просто закрывать. В Реутове непонятные предприятия есть.
Губернатор пытается оставаться в правовом поле, но когда мы имеем дело с экологическим бандитизмом, тут нужно не просто в правовом поле действовать, нужно привлекать спецназ, ФСБ и создать целый комплекс механизмов, которые позволяют, во всяком случае, с частной мелкой инициативой по загрязнению воздуха, воды, бороться. Потому что сейчас мы в лучшем случае слышим от варваров: «Ну, извините». Мы поймали, например, «за руку» одно из самых респектабельных предприятий в Балашихе - «Палитру» - они сливали в Пехорку стоки. И вся Пехорка на протяжении 500 метров была оранжевого и розового цвета. И единственная мера морального принуждения - мы просто главе предприятия не дали звания почетного гражданина Балашихи, который был на него номинирован. Он сказал: «Ну, извините». Их даже не оштрафовали, а у них блестящие очистные сооружения есть. Их поймали под камеры, стояла власть, стояли все и текли стоки.
Помимо этого, есть еще комплекс мер, которые упираются в экологическое бедствие. Да, есть стоки в реку. А те люди, которые бурят в грунт скважины - это массовая эпидемия - бурение несанкционированных скважин на глубокие слои. Когда у нас прорываются водные слои на протяжении значительной части Московской области, когда каждый дачник считает необходимым пробурить себе скважину в заповедный слой питьевой воды. Это тоже гигантская беда, которую надо решать. И губернатор абсолютно прав, когда говорит, что правовые механизмы сегодня не позволяют этого делать.
Еще один вопрос, который губернатор пытался озвучить, но он не доведен до ума. Речь о должности экологического уполномоченного в Московской области. Год назад на послании глава региона предложил, чтобы это направление возглавил неравнодушный, активный общественник. И в качестве такого общественника предложили Елену Серову. Мы ее избрали, но сейчас она в Госдуме, и у нее нет времени заниматься вопросами экологии. Пусть она остается советником на общественных началах и помогает губернатору по экологии. Но если мы говорим об экологическом контроле и привлечении общественников, то помимо общественных инспекторов - гигантская добрая инициатива, которую воплощает министр экологии и природопользования Александр Коган - и прочих вещей, нам нужен закон об экологическом уполномоченном в Московской области. Есть же закон об уполномоченном по правам предпринимателей. И в каждом муниципалитете Головнев организовал приемную, там работают предприниматели, собирают инициативы, проводят кучу мероприятий - сразу видно: человек классно работает. Но он работает на законных основаниях.
У нас нет закона об уполномоченном по экологии, у нас нет такого уполномоченного в Подмосковье. Поэтому мое предложение: общественность может помогать выявлять такие стоки. У нас в Балашихе стоки выявляет общественность, не власть. Власть уже протоколирует по готовой наводке. И надо, чтобы общественность работала, стоки выявляла, закрывала, контролировала. Потому что часто это самый эффективный способ экоконтроля. Мы, например, около кучинской свалки поставили пост, где дежурят жители. Но пока они следят за ситуацией как общественные инспекторы Минэкологии, а нужно наладить эту работу на глобальном уровне качества, чтобы у нас экология была под общественным контролем глобально.
Инициативы у нашего губернатора очень хорошие, и важно, чтобы реализация этих инициатив за ними поспевала. Чтобы ленивые некомпетентные чиновники шевелились. Мы поддерживаем инициативы губернатора, как многие общественники поддерживают. Допустим, мы понимаем, что инициатива по Кучино опоздала. Она должна была на два-три года раньше появиться. Но масштаб тогда был непонятен. А сейчас, когда понятен масштаб, губернатор совершенно правильно и своевременно выступил с этой инициативой, и ее нужно поддержать на федеральном уровне - чтобы депутаты эту инициативу поддержали, журналисты на прямой линии задали президенту вопрос по этой инициативе. Потому что не нам, общественникам это комментировать. Это государственная задача, которая касается не только Московской области, но и всех регионов. Важно, чтобы это превратилось в реальный инструмент, а не в очередное средство окошмаривания бизнеса.
Но превратится она в реальный инструмент тогда, когда у нас будут реальные институты общественного, гражданского, экологического контроля. А сейчас что происходит? Экология в области во всех муниципалитетах - по остаточному принципу. У нас сидят эффективные менеджеры, госуправленцы, которые считают, что чиновников много. И они говорят: сокращайте чиновников. А прежде всего сократили отдел экологии и культуры. Нужно во всех муниципалитетах отдел экологии увеличить в два-три раза. Чтобы сотрудники могли хотя бы искать этих загрязнителей. У муниципалитетов сейчас нет возможности эффективно этим заниматься. Потому что сотрудники вынуждены 90% времени тратить на бюрократию, а на то, чтобы ходить и выявлять загрязнителей, времени у них нет. И нужно не просто досудебно закрывать предприятие-нарушителя, нужно, чтобы спецназ мог заходить на его территорию. Потому что его закрыли, а оно продолжает работать. В 90% случаев мера закрытия неэффективна. Надо не просто закрыть, а надо обеспечить это исполнение.
Поэтому инициатива губернатора правильная. Но этот гаечный ключ надо провернуть еще раза четыре в этом же направлении, чтобы он был не просто закрыт, а намертво запечатан».