Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Антон Хлынов: «Наибольший ущерб природе Подмосковья наносит неупорядоченная градостроительная деятельность»

Губернатор Московской области Андрей Воробьев на выставке-форуме «Экотех-2017» предложил ввести в регионе досудебный порядок приостановки несанкционированных сбросов в реки для минимизации вреда, наносимого окружающей среде. Поможет ли эта инициатива улучшить экологию Подмосковья? Не отразится ли это негативно на промышленности региона? Что сейчас, на ваш взгляд, наносит наибольшей ущерб природе Московской области? Как вы считаете, какие еще меры нужно предпринять для того, чтобы исправить ситуацию?

Антон Хлынов, координатор группы общественного мониторинга по вопросам экологии подмосковного Общероссийского Народного Фронта (ОНФ), руководитель проекта «Зеленый щит»:

«Во-первых, хотелось бы, чтобы губернатор и правительство области в той части, которая отвечает за состояние окружающей среды и экологической безопасности, и другие органы, в том числе правоохранительные, надзорные, федеральные, были последовательны. Что я имею в виду в контексте слов губернатора?

Дело в том, что у нас в области функционирует достаточно много объектов несанкционированного складирования и захоронения отходов. Например, в бывших отработанных карьерах складируются отходы. Несмотря на то, что даже Минэкологии Московской области подтверждает факты грубейшего нарушения законодательства, почему-то эти объекты не закрываются и не приостанавливаются. Проводятся какие-то многочисленные совещания о том, что это надо сделать. А потом мы слышим такую фразу от чиновников, что приостановить деятельность на данном объекте можно только по решению суда. Хотя на самом деле и действующее законодательство позволяет приостановить деятельность без решения суда, поскольку выявлены определенные нарушения. Это вопрос к прокуратуре и к надзорным органам.

Поэтому надо разбираться с причиной. Есть стоки, понятно, что есть, наверное, несанкционированные, когда то или иное предприятие либо не модернизирует свои очистные сооружения, либо не меняет какое-то оборудование, не хочет нести какие-то затраты. Это относится в том числе и к коммунальным предприятиям. Причина этих сливов в реки заключается также в том, что у нас большая часть очистных сооружений находится в неудовлетворительном состоянии.

Неизвестно, что у нас происходит во вновь построенных поселках и многоэтажных кварталах. Поэтому я думаю, с одной стороны, конечно, данную инициативу можно рассматривать как положительную. Но я не думаю, что данные меры будут первоочередными. Да, если есть угроза экологической безопасности, нет времени ждать решения суда, которое может быть выпущено и через год, и через два. В то же время нужно внимательно посмотреть на причины: выявить их, провести тщательный мониторинг и анализ ситуации. Потому что у нас люди жалуются, например, который месяц на неприятные запахи в Балашихе, Реутове и так далее. Что там на самом деле происходит, толком никто не знает. Вроде бы только сейчас там получены какие-то данные мониторинга, и есть предположения, что это за источники. Но как это остановить, никто толком не знает. Хотя, скорее всего, инструменты воздействия есть, если пожелать что-то сделать.

С другой стороны, нужно смотреть, не приведет ли данная инициатива, наоборот, к очередной волне коррупции. И кто-то будет использовать ее (инициативу) недобросовестно.

Если сделать вывод качественной оценки инициативы губернатора, то, я считаю, что она, скорее, положительная, но неоднозначная.

Наибольший ущерб природе Московской области наносит застройка - неупорядоченная градостроительная деятельность, которая не учитывает состояние природы Подмосковья и то, что ее становится меньше. И, соответственно, все, что отсюда следует. Потому что, например, перенаселенность нашего региона (московской агломерации) и методы управления, методы принятия решений – все это приводит к коллапсу в сфере обращения с отходами. Поскольку более 20% коммунальных отходов в стране образуется именно на территории Москвы и Московской области. А градостроительная деятельность прямо связана с вопросами перенаселения. И пока ничего не делается для того, чтобы попытаться как-то оградить московскую агломерацию от этого, чтобы хотя бы какие-то тенденции в этом плане наметились. Наоборот, есть стремление строить все больше и больше, и все делается исключительно в угоду застройщику.

Посмотрите на то, с какой скоростью принимают генплан и правила землепользования застройки. Когда у нас некоторые господа из главархитектуры Московской области позволяют следующие высказывания: что жители могут протестовать против чего угодно, могут собрать хоть 2000, хоть 10000 подписей против какого-либо отраженного в генплане землепользования застройки. Допустим, они не хотят, чтобы какая-то земельная территория была застроена даже спортивным объектом. Но у нас губернатор должен успеть отчитаться перед президентом о количестве генпланов. Это показатель, поэтому мы будем стремиться к нему. Это первое.

Второе. Это святое право частной собственности. Не важно, как оно получится. Мы не говорим о том, что у нас, скажем, так называемые добросовестные приобретатели должны страдать в первую очередь. Естественно, нельзя лишать их прав собственности на земельные участки или ограничивать их в правах, но нужно внимательно смотреть правомерно ли были предоставлены земельные участки. В том числе береговые зоны водных объектов на месте лесов гослесфонда - правомерно ли были они переведены, например, в земли ИЖС. У нас есть случаи, когда земельные участки переведены под многоэтажное строительство без учета водоохранных зон и даже без учета охранных зон магистральных газопроводов. Можно привести такие примеры, когда решения принимались слету, видимо, просто в угоду частникам. Они меняли виды разрешенного использования. Нужно было поднять инвентаризацию земли, они меняли виды разрешенного использования. Документ территориального планирования приспосабливает те решения (не всегда и далеко не всегда правомерные) об изменении вида разрешенного использования, которые были приняты раньше, кстати говоря, еще до Воробьева. Но тем не менее ничего не делается в том направлении, чтобы хоть как-то пересмотреть эти решения сейчас.

Тема транспортного планирования Московской области тоже предполагает колоссальное изменение наших лесных массивов. В конце-то концов, можно в столь урбанизированном регионе, как Подмосковье, которое испытывает такую большую нагрузку, все-таки более аккуратно подходить к выработке каких-то проектных решений, более щадящих по отношению к природе. Этого пока не наблюдается.

А все эти стоки во многом связаны с градостроительной деятельностью, потому что очистные сооружения у нас в неудовлетворительном состоянии, а нагрузка на них только возрастает. И соблюдаются ли, допустим, те же санитарные нормы при строительстве новых кварталов, коттеджей, многоэтажных домов - тоже большой вопрос. По крайней мере, по данным Центра гидрометеорологического мониторинга, у нас тот же бассейн Москвы-реки очень сильно загрязнен стоками. И загрязнение, как правило, возрастает по мере питания Москвы-реки ее густонаселенными притоками. Недавно у нас была небольшая конференция про состояние Москвы-реки в московском областном отделении географического общества, где выступал представитель Центрального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и сделал очень содержательный доклад на эту тему».


Нет комментариев
Обсудить