Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Павел Пятницкий: «Любой родитель должен понимать: не займетесь вашими детьми вы, ими займется двор»

из личного архива П.Пятницкого
из личного архива П.Пятницкого

В Перми два подростка в масках напали на учеников и учительницу школы № 127. Пострадало 15 человек. Подростки, по одной из версий, пытались отомстить преподавателю, которая якобы была причастна к отчислению одного из них из указанного учебного заведения. Многие называют поножовщину в пермской школе итогами современной социальной и молодежной политики, культуры и образования в стране. Другие говорят о возрастающем влиянии преступных молодежных сообществ типа АУЕ. Куда движутся современные учебные учреждения, учитывая последние события в Перми? Можно считать поножовщину в школе итогом сильного социального расслоения в обществе? Нужна ли сегрегация в нашем обществе, чтобы уберечь благополучных детей от подобных явлений? Как, на ваш взгляд, можно предотвратить такие инциденты в будущем?

Павел Пятницкий, член общественного Совета при Уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка, общественный деятель, лидер движения «Гражданское право»:

«Когда я увидел сообщения информагентств, что четвероклассники устроили поножовщину и есть пострадавшие, конечно, волосы встали дыбом. Потому что четвероклассники - это дети 9-10 лет. Уже много говорится о том, что молодежь растет жестокая и тому есть объективные и субъективные причины: и недосмотр со стороны родителей, и различная молодежная субкультура. Но, конечно, то, что дети в четвертом классе пришли с ножами и порезали друг друга - это первая информация, которая появилась в СМИ, - это шокировало. Потом, когда стали появляться уточнения, что, оказывается, дети в четвертом классе пострадали и опять пошла информация, что напали двое взрослых мужчин, - это вообще дикость. Встал вопрос о безопасности и учителей, и наших детей по всей стране.

На сегодняшний момент мы имеем более полную информацию: нападавшие - два 16-летних подростка, один из них бывший ученик школы, один - действующий. Оба стоят на учете в детской комнате полиции, один стоял на учете у психиатра, был из школы исключен, вел асоциальный образ жизни и в свои 16 лет вел стримы, где он курил, и не только сигареты, неадекватно выглядел. Вместе со своим товарищем они поддерживали бойню, которая произошла в американской школе Колумбайн, и это стало причиной их прихода в школу.
Нападение на детей - это, конечно, дикость. Безусловно, эти двое будут привлечены к уголовной ответственности и будут осуждены, потому что у нас законодательно установлена за тяжкие преступления против личности уголовная ответственность с 14 лет. Но наша с вами задача - задача общества, правоохранительного блока - сделать все по профилактике подобных историй, чтобы такое не повторилось в других школах.

Это глубокий вопрос, который, в том числе затрагивает воспитание, потому что этими подростками никто не занимался. После того, как они совершили эти деяния и друг друга ударили ножом (прежде они договорились убить друг друга), журналисты позвонили матери одного из подростков, и она сказала, что не пойдет его навещать в больницу. То есть твой сын совершил преступление, сам ранен, находится в больнице и мать не идет. Наверное, это должно быть тревожным сигналом.

Уполномоченный по правам ребенка при президенте России Анна Кузнецова находится на месте происшествия и в рамках своих полномочий координирует работу контрольных и надзорных органов. Она поставила вопрос следующим образом: надо разобраться, кто допустил эту ситуацию и как предотвратить подобное. Потому что у нас очень часто органы опеки и попечительства вмешиваются в семьи, играя в пресловутую ювенальную юстицию, инициируют забор детей у родителей, которые, как им кажется, не отвечают каким-то требованиям, при этом оставляют без внимания таких подростков.

Безусловно, неадекватное влияние на детей, на подростков оказывает интернет, вернее, тот контент, который навязывается интернетом. Но есть сотни, тысячи семей в России, дети которых играют в различные игры в интернете, в игровые приставки, но они не обделены заботой и вниманием родителей. Это самое важное. Потому что есть беспризорники, а есть дети безнадзорные. У ребенка есть семья, у него прекрасно выстроена социальная сетка реального общения, но он безнадзорный. То есть тот случай, когда папе неинтересно, с кем сын проводит время и почему приходит в два часа ночи, когда маме неинтересно, чем сын занимается и что он пришел и сказал, что девочка от него забеременела в 15 лет. Это очень серьезная проблема, когда дети безнадзорные, лишены тепла, любви, заботы в своей семье - вот первопричина. С этим нужно бороться. И в первую очередь во главу угла ставить этот вопрос.

Как обеспечивается безопасность детей в школе, мы знаем. Регулярно мы сталкиваемся со случаями, когда сотрудники ЧОПа, охраняющие ту или иную организацию, превышают свои полномочия, применяют силу к родителям, в то же самое время не пресекают допуск на территорию посторонних лиц. И если мы говорим о том, как подростки с ножами попали в школу, то пресс-секретарь губернатора опровергла прозвучавшую в СМИ версию о том, что подросткам кто-то открыл запасный выход и они вошли в здание. Нет, подростки вошли через главный вход, один воспользовался электронным пропуском, второго записали как посетителя. И досмотрены они, естественно, не были. Более того, сотрудники ЧОПа во многих вещах ограничены, это не сотрудники Росгвардии или МВД, они не имеют права досмотреть ваши личные вещи.

Я считаю везде, где находятся дети, где находятся слабые и беззащитные, которым может грозить опасность, должна охранять Росгвардия. Они же не пошли в старшие классы, они пошли осознанно к тем детям, которые потенциально не могли оказать сопротивление. Этот цинизм еще больше поражает. Такие люди должны отбывать самое жесткое наказание, я бы даже предложил какие-то поправки в законодательство, чтобы за преступления, совершенные с особой жестокостью, с особым цинизмом, не было предусмотрено ни помилования, ни условно-досрочного освобождения. Потому что эти люди действительно социально опасны для общества. Слава Богу нет летального исхода, но вы представляете, какая детям, в том числе нанесена психологическая травма.

Одна из самых эффективных групп в рамках общественного Совета уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ - это как раз группа, занимающаяся проблемой контента в интернете: это и контент, развращающий детей, и правоприменительная практика федерального закона о защите детей от вредной информации, и распространение различных наркотиков в сети интернет. Это и детская порнография, и шантаж, в который втягивают криминальные и сексуально озабоченные личности подростков, сидящих в интернете. И когда мы говорим о расширении полномочий психологов, то родители играют здесь главную роль. И вопрос в том, услышат или нет специалиста и педагога сами родители. Потому что поручим мы сейчас и директору, и завучу, и педагогу следить в интернете за своими учениками, - это будет бессмысленно, потому что сейчас творятся страшные вещи.  

Из собственной практики знаю: если родитель качественно подходит к воспитанию своего ребенка, и в первую очередь к своему собственному воспитанию, то это совсем другое дело. У нас есть те, кто стал родителем в 17-18 лет, и на тот момент, когда ребенку шесть лет, самому папе 25 лет. Он сам для многих ребенок, и многих жизненных вещей, ситуаций он не понимает. Именно отсюда растут корни таких моментов: «Папа, а расскажи, что это такое?». «Ой, мне некогда.» или «Иди отсюда». То есть не уделили ребенку время, он пошел во двор и ему там объяснили, что и откуда. И когда родитель что-то запрещает ребенку, он должен объяснить ему на основании чего этот запрет. Любой родитель должен понимать: не займетесь вашими детьми вы, ими займется двор, который в очень нелицеприятной форме расскажет, откуда берутся дети и так далее.  К сожалению, большинство семей оправдывают себя чем? Я работаю, я устаю. Если посмотреть на наши семьи, как мы росли, что, мама с папой не работали? Работали. Тогда не было, кстати, ни памперсов, ни ходунков. Сейчас для молодых родителей есть все: пеленки стирать не надо, можно купить какое-то специальное детское питание, которое дети любят, можно включить популярный мультик на том же айпаде, чтобы ребенок смотрел.

У нас ничего этого не было и почему-то мы выросли. Видимо, раньше социум реагировал по-другому. Сейчас даже педагог сообщает родителям, а вот ваш сын матерится, а родители в ответ начинают ребенка матом крыть. Раньше было постыдным рассказать родителям, что ребенок совершает что-то не то. Сейчас учителя сталкиваются с чем? Ребенок ведет себя антисоциально, агрессивно, а когда об этом сообщается родителям, они реагируют гневно, более того, подают жалобы на педагогов, говорят, что педагог вмешивается в их личную жизнь. Но простите, это, по-моему, старая истина, не теряющая актуальность: ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. И если ребенок асоциальный, агрессивный, если он приходит и лупит и девочек, и мальчиков, и пытается ручкой проткнуть какие-то части тела, это же страшно, нужно бить в колокола. Потому что, если он это делает сейчас, в 3-4 классе, кто даст гарантию, что в 6-м классе он не придет с ножом или с отверткой.

Узким замахом мы ничего не добьемся. Нужны комплексные меры. Морально-нравственно-этический аспект в первую очередь. Потому что будь педагоги семи пядей во лбу, будь они учителями от Бога, но, если в семье и на улице ребенок попадает в плохую компанию и сталкивается с безразличием, он точно в школе за несколько уроков по 45 минут не получит каких-то добрых навыков и знаний.

Мы фиксируем что, как в отношении подростков, начиная с 12-летнего возраста, увеличивается количество преступлений, в том числе на почве физического насилия, домашнего насилия, сексуального насилия, так же мы фиксируем и другую составляющую. Увы, все больше подростков, начиная с 12-ти лет, привлекаются за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. То есть они где-то посмотрели какую-то игру, фильм, а там стреляют, ударяют ножом, палкой - и он идет бьет сверстника палкой по голове. Он в 12 лет еще не понимает, что это может привести к гибели.

Если мы воспитаем своих детей хорошо, но они придут туда, где большая часть детей будет безнадзорных, которыми некому заняться, конечно, они будут белыми воронами. И, конечно, как мы не возносим личность на пьедестал, социум все равно очень сильно влияет даже на взрослых, что уж говорить о детской психике. И когда мы говорим о предотвращении таких ситуаций, наверное, должен быть пример кого-то из старших, не мамы-папы. Допустим, прекрасно, когда старший брат или сестра чего-то достигли, например, в спорте и так далее.

Из всего, что произошло в Перми, надо извлекать уроки. Ни один родитель не захочет, чтобы в школу к его ребенку, за которого он внутренне морально спокоен, зашли или 16-летние или 36-летние люди с ножами. Поэтому благополучие и счастье наших детей, здоровье и безопасность должны быть объединяющим фактором вне зависимости от того, какую религию исповедают и к какой социальной группе относится тот или иной родитель.»


Нет комментариев
Обсудить