Лариса Зверева: «Хорошо, если «умные» счетчики будут ставить по плану, а не обяжут это делать всех»
Минстрой уже в следующем году переводит россиян на умные счетчики, которые будут автоматически передавать информацию о потребленных ресурсах в центры сбора данных. Покупать новые счетчики всем собственникам жилья не придется. По крайней мере, пока. Инициатива касается только зданий после капремонта и новостроек. Ожидается, что уже к концу 2021 года эти системы будут применять 100% новых потребителей в новостройках и половина жителей, заменивших приборы учета в 2020-2021 годах в ходе капитального ремонта. Смогут ли «умные» девайсы ликвидировать воровство ресурсов, когда некоторые недобросовестные жильцы подкручивают показатели счетчиков, чтобы платить меньше, а потребленные ими ресурсы ложатся на плечи соседей? Научат ли «умные» счетчики экономить ресурсы? Поможет ли система навести порядок в сфере расчетов за ЖКУ? Не окажется ли установка «умных» приборов учета непосильной ношей для обычных граждан, если их обяжут устанавливать за свой счет?
Лариса Зверева, председатель Комиссии Общественной палаты Московской области по ЖКХ и контролю за качеством работы управляющих компаний:
«Я за контроль и открытость, за прозрачность в сфере ЖКХ. Чем больше открытости, чем больше информации, тем больше будет контроль над ресурсами и ресурсоснабжающими организациями. Считаю, давно пора это сделать. Тем более я все-таки надеюсь, что закон о прямых договорах с ресурсниками заработает и тот, кто хочет, будет напрямую платить за потребленные ресурсы.
На самом деле, все, что касается потребления ресурсов для жителей - темный лес. Я думаю, внедрение «умных» счетчиков поможет навести порядок в сфере расчетов за ЖКУ. И потом мы все-таки живем в эпоху нанотехнологий. Записывать что-то на бумажке, куда-то ходить, искать эти ящики, куда бросить свои показания - это прошлый век. Передали - не передали. Кто-то в электронном виде отправляет показания, кто-то нет, у бабушек, например, компьютеров нет. А это будет очень удобно. Представляете, мы просто едем по городу, что-то увидели, сфотографировали на телефон - вот так работает нормальная сфера услуг, у которой основной лозунг - потребитель всегда прав.
Я считаю, если «умные» счетчики будут ставить в плановом порядке, а не всех обяжут, как у нас могут сделать, то это замечательно. Но нужно все-таки продумать, стоит ли овчинка выделки. У нас очень любят что-то внести, а потом оказывается, что мы это делаем обязательно, несмотря на печальный результат. Поэтому если человеку предоставят право выбора: хочет - ставит счетчик, чтобы не ходить куда-то в пункт приема и не бросать бумажки с показаниями или не заморачиваться в личном кабинете на сайте, где-то регистрироваться, то, да, хорошая идея. Если ты хочешь сэкономить свое время - поставь умный прибор учета. Но надо определиться, насколько он будет дороже и сопоставима ли цена с этой услугой. В целом же я за прогресс, но за грамотный прогресс.»