Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Владислав Калашник: «Москву и Подмосковье спасет не объединение, а закон об агломерациях»

из личного архива В.Калашника
из личного архива В.Калашника

В Госдуме назвали возможность объединения Москвы и Подмосковья. Этот процесс, по мнению Михаила Дегтярева, можно запустить только после обращения руководителей субъектов с просьбой назначить референдум в обоих регионах. Насколько возможна и эффективна реализация данного процесса? Уместно ли в данном случае проведение референдума? Какие плюсы и минусы может повлечь за собой возможное объединение двух крупных регионов?

Владислав Калашник, политконсультант:

«Москву и область спасет не объединение, а закон об агломерациях.

Мы с завидной регулярностью (хоть и с разной периодичностью) слышим разговоры об объединении Москвы и Подмосковья. Разнятся только формы: то это инициативы из разряда «а поговорить», как нынешняя (и тут важно конкретизировать: идею высказали не «в Госдуме», а «в ЛДПР» ; согласитесь, уточнение, вроде, небольшое, а разница на выходе - колоссальная),  то это вбрасываемые авторами ангажированных Телеграм-каналов псевдоинсайды (дескать, в губернаторы области идет Анастасия Ракова). И то, и другое - информационный шум, фейки, но...

Дыма без огня, как известно, не бывает. Два региона очень тесно связаны между собой, я бы даже сказал - неразрывно. Изо дня в день не менее 50% жителей области (по самым примерным оценкам) отправляются на работу в столицу, а ближайшие подмосковные города и вовсе в сознании обывателей воспринимаются как неотъемлемое продолжение столицы за МКАД, наподобие района Новокосино. Чего уж говорить об уровне социальной поддержки, который в Москве превосходит подмосковный по разным показателям в разы, являясь желаемой «манной небесной» и «притчей во языцех» для жителей Московской области. Вот почему на обывательском уровне любое предложение об объединении Москвы и Подмосковья будет встречать логическое понимание и одобрение. Не только у населения, но и у представителей бизнеса, к примеру, - строительного. Добавим сюда длящиеся годами интриги и попытки любыми правдами-неправдами если не отделаться, то максимально ослабить позиции губернатора Андрея Воробьева. Согласитесь, клубок интересов и запросов получается внушительным и исключительно запутанным.

Впрочем, я предлагаю не ударяться в дилетантизм, интриганство и оголтелый популизм. Давайте взглянем на вопрос реалистично. Реальность же заключается в том, что объединение Москвы и Московской области как двух субъектов федерации не состоится, поэтому обсуждать следует совсем не это. Но по порядку.

Во-первых, не будем забывать, что речь идет не просто об объединении двух субъектов. Это два принципиально разных по своему статусу субъекта: с одной стороны, - область, с другой - город федерального значения, причем - столица государства. Различие между регионами колоссально: структура органов исполнительной власти, МСУ и прочее-прочее. То, о чем с такой легкостью говорит в нижней палате парламента не убеленный сединами народный избранник, по факту потребует многие месяцы напряженной работы по унификации и выстраиванию новой единой и рабочей системы, не говоря уже о массиве поправок в федеральное законодательство. Отдельный вопрос здесь и в статусе (и форме организации) нового региона: город федерального значения, но огромный; некий конструкт по типу «тюменской матрешки», нечто новое, придуманное специально под данный кейс? Почему-то мне кажется, что выступающие с инициативами об объединении Москвы и области об этом даже не задумываются. Если бы задумались хоть раз, их пыл бы тут же поостыл.

Идем далее. Сторонники объединения из числа жителей Московской области надеются, что слияние регионов автоматически повлечет рост их благосостояния. И тут вслед за коллегами я тоже буду вынужден их разочаровать. Московский бюджет этого не потянет, и речь идет вовсе не об отказе от сомнительных трат на « фонари-бокалы» и пластиковые сакуры. Выравнивание социальных обязательств, инфраструктуры - это колоссальные средства, причем выделяемые и осваиваемые не одномоментно. Об этом апологеты объединения в лучшем случае умалчивают, а в худшем (и что-то мне подсказывает, это ближе всего к истине) также не задумываются. А зря.

Логичный вопрос: что же тогда делать, что же нам тогда нужно? У меня есть на него ответ. Нам нужен федеральный закон о развитии агломераций, на базе которого будут приняты и начнут реализовываться соответствующие программы, причем не только вокруг Москвы и области. Фактически, Москва и Московская область уже работают в этом направлении, координируют развитие и обмениваются ресурсами (причем не только финансовыми, взять ту же практику экстерриториального голосования, которая стартует именно сейчас с выборов глав двух субъектов). Но пока базой для этих действий являются лишь договоренности мэра Собянина и губернатора Воробьева. Это не плохо, наоборот, это хорошо, правильно, стратегически рационально и мудро, но необходимости в законе не отменяет. Еще одной предпосылкой для скорейшей разработки и принятия ФЗ может стать позиция Минфина. Антон Силуанов уже озвучивал намерение забрать у столицы часть доходов для распределения между регионами. Узаконенное же развитие «столичной агломерации» позволит эти средства сохранить, «окрасить» и потратить более, скажем так, рационально.

Как я уже отметил, в последний год мы можем наблюдать усиление взаимодействия между Москвой и областью в плане поиска и согласования общих векторов развития, которое, несомненно, продолжится и после сентябрьских выборов. На мой взгляд, разработка и принятие федерального закона об агломерациях может стать логичным развитием этого взаимодействия на несколько ином, более высоком уровне, от которого в итоге выиграют не только Москва и Московская область, но и другие субъекты, в том числе и те, где уже приняты и реализуются соответствующие региональные законы.»

Нет комментариев
Обсудить