Владимир Афонский: «Техосмотр необходим: наш вторичный рынок машин наполнен авто, на которых опасно ездить»
В Госдуме предложили отменить техосмотр для личных автомобилей. По задумке автора инициативы руководителя фракции «Справедливая Россия» Сергея Миронова и его коллег, необходимо освободить от техосмотра машины, которые используются в личных целях, но не используются в качестве такси и не являются служебными автомобилями. К чему может привести отмена техосмотра личных автомобилей? Как это отразится на безопасности дорожного движения и аварийности на дорогах?
Владимир Афонский, заместитель председателя комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, координатор федерального партпроекта «Единой России» «Безопасные дороги»:
«Любая инициатива, внесённая на рассмотрение депутатов, требует внимательного рассмотрения. Не стала исключением и инициатива об отмене техосмотра личных автомобилей.
Тезис первый: авторы законопроекта считают, что эта мера является «дополнительным финансовым обременением» для владельцев машин, и она не способствует предупреждению ДТП.
Это «дополнительное финансовое обременение» появилось в России ещё в 1896 году, через несколько месяцев после того, как в страну завезли первый автомобиль. Тогда Министерство путей сообщения выпустило постановление, в котором содержалось требование иметь при каждом автомобиле надлежащее удостоверение, что экипаж исправен во всех частях.
Ещё одна веха - с 1964 году в СССР в правом нижнем углу ветрового стекла каждого автомобиля должен был быть прикреплён талон техосмотра. Только в 2011 году это было отменено, техталон на переднем стекле выставлять перестали.
Надо подчеркнуть, что и в наше время техосмотру отводится повышенное внимание: так в 2018 году вступило в силу постановление правительства РФ, изменившее правила технического осмотра транспортных средств. Перечень требований был расширен на 15 позиций и увеличен до 82. Можно подискуссировать: может быть, будет уместно минимизировать все эти процедуры, сделать их удобными, сэкономить автовладельцам нервы и время?
Сегодня цена диагностической карты для легкового автомобиля класса «В» в любом из регионов России не может превышать 800 рублей.
Сравним: в Великобритании за технический осмотр берут 55-57 фунтов. Без соответствующей отметки эксплуатация автомобиля запрещена. Во Франции, за просроченный техосмотр оштрафуют на 90-135 евро, а в случае повторного нарушения можно угодить в тюрьму. Самый дорогой техосмотр в Японии -300 долларов.
Думаю, тезис «дополнительное финансовое обременение» не выдерживает критики.
Проблема сегодняшнего дня - к техосмотру относятся формально и, порой, к сожалению, его покупают. Это, конечно, недопустимо, с этим надо бороться, в том числе и законодательными мерами. Надо добиться, чтобы данная процедура из простой формальности превратилась в неукоснительное правило.
Ещё один тезис - «техосмотр не способствует предупреждению ДТП». Категорически с этим не согласен. Моя позиция - техосмотр необходим как реальная профилактика безопасности на дорогах. Граждане не могут себе позволить менять автомобили часто и не проходить техосмотр ежегодно. Сейчас наш вторичный рынок машин наполнен автомобилями, на которых передвигаться по дорогам просто опасно. Так что, пусть они разваливаются прямо на дороге, создавая аварийную ситуацию?
Авторы законопроекта настаивают, что из-за технической неисправности в 2018 году произошло только 3,8% аварий. Об этом, подчеркивают они, свидетельствуют данные Научного центра безопасности дорожного движения МВД России. Так, может быть, эта цифра как раз подтверждает необходимость техосмотра. Может, она такая небольшая потому, что техосмотр автомобилей пока обязателен?! Считаю, что это именно так.
Так пусть техосмотр существует и дальше, надо только внимательно разбираться с существующими проблемами в этой сфере и принимать законодательные инициативы, которые будут приводить к совершенствованию системы техосмотра с целью повышения безопасности на наших дорогах.»