Леонид Левин: «Централизованное управление интернетом введут только в случае выявления угрозы»
Законопроект об изоляции российского интернета приняла в первом чтении Госдума. По мнению экспертов, реализация этого законопроекта может привести к «катастрофическому отказу сетей связи в России». Стоит ли вкладывать стране многие миллиарды рублей в такие эксперименты? Станет ли законопроект о суверенном интернете ограничением для свободы слова? Означает ли принятие закона о закрытии интернета от внешнего мира, что власти приготовили для России путь ограничения свободы получения информации во всемирной сети по китайскому или северокорейскому образцу?
Леонид Левин, депутат Государственной Думы РФ:
«Основная идея, заложенная в проекте закона, как раз состоит в том, чтобы обеспечить стабильную работу российского киберпространства на случай сбоев за пределами России, или целенаправленного масштабного внешнего воздействия.
Кроме того, в отзыве Правительства России на этот законопроект рекомендуется дополнить текст законопроекта положением о том, что устанавливаемое у провайдеров дополнительное оборудование не должно ухудшать скорость передачи данных по сетям связи. Это позиция нашла понимание у авторов законопроекта и в профильных ведомствах.
Относительно предполагаемых затрат следует напомнить, что в бюджете Российской Федерации на 2019-2021 годы заложены расходы на нацпрограммы «Цифровая экономика». Необходимые расходы предусмотрены в паспорте Федерального проекта «Информационная безопасность», являющегося частью этой программы.
Что касается ограничения для свободы слова. Принцип свободы слова и свободы распространения информации закреплен в Конституции Российской Федерации. Распространение запрещенной информации может быть ограничено только в ряде случаев, уже установленных законодательством или на основании отдельного судебного решения.
Если обратиться к отчетам Роскомнадзора, то можно увидеть, в большинстве случаев блокируется информация, связанная с терроризмом, наркотиками и другими преступлениями, за совершение которых установлена уголовная ответственность.
Сравнивать Россию и Китай некорректно, поскольку мы имеем совершенно разные модели развития цифрового бизнеса. Россия обладает множеством точек трансграничного обмена трафиком. Кроме того, у нас, в отличие от Китая, имеются свои представительства и успешно работают многочисленные международные цифровые сервисы.
Авторы законопроекта поясняют, что централизованное управление будет вводиться только в случае выявления угрозы, то есть когда угроза будет реализовываться, а не тогда, когда ее появление смоделировали.
Кроме того, одним из факторов, обеспечивающих стабильность работы сети, является техническая реализация единого информационно-технического пространства, которая позволит быстро реагировать на возможные угрозы.
Россия является частью глобального цифрового мира, традиционно придерживаясь открытой позиции. Успехи российского IT-сообщества, как на отечественном, так и на зарубежных рынках, обусловлены не только талантами российских программистов, но и желанием и умением интегрироваться в глобальные информационные процессы.»