Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Евгений Гришковец: «Вспоминать - как нырять за жемчугом: или найдешь что-то ценное, или не вернешься оттуда»

Популярный писатель презентовал в Ульяновске свою новую книгу «Театр отчаяния. Отчаянный театр».

vk.com
vk.com

Презентация проходила на территории книжного магазина в ТЦ «Лидер». Между книжными стеллажами собралось около 50 человек, интересующихся творчеством писателя, просто желающие послушать выступление известного автора и даже случайно зашедшие посетители.

Около получаса Евгений Гришковец рассказывал о своей книге «Театр отчаяния. Отчаянный театр». Несмотря на то, что за его плечами более 20 написанных книг (романы, пьесы, повести, книги, основанные на дневниковых записях), такое масштабное произведение он написал впервые. Работа над ним заняла чуть больше двух лет: 16 марта этого года была закончена рукопись, а 10 мая книга впервые увидела свет.

Книга весит почти полтора кг, в ней больше 900 страниц чистого текста, а все прилагающиеся архивные фотографии можно увидеть, пройдя по QR-коду в конце книги. «Это приключенческий роман, который надо смаковать» - говорит писатель. Главному герою в начале книги 17 лет, в конце – 33, и это история-призвание, история о человеке, который не воспринимает театр, считает его фальшивым и неинтересным, а в итоге приходит к тому, что создает свой собственный спектакль.

Возвращаться в воспоминания - как работать ловцом за жемчугом: можно найти что-то ценное, а можно не вернуться оттуда вообще.

Книга еще совсем новая, и Евгений Гришковец проводит ее презентации без обратной связи.

- Книга только начинает свою жизнь, - рассказывает писатель. - Когда я выхожу на сцену в течение своего спектакля, я слежу за реакцией своего зрителя и понимаю, на что он реагирует, что ему нравится, что непонятно. А книгу человек покупает и уносит домой. И сразу обратная реакция до меня не доходит, поэтому это длительный процесс, и я очень жду вашей реакции». Это роман – воспоминание. Я писал не про прошлое, а про пережитое. В книге главный герой находится в состоянии реализации своего признания. Я старался сделать эту книгу счастливой. Частые и бесконтрольные попытки заниматься воспоминаниями людьми приводят к тому, что оттуда можно вернуться несчастным, а то и не вернуться вообще. Книга написана от первого лица и адресована она тем, кому сейчас 25-35 лет. В этом романе нет ни одной даты. Это я сделал специально, чтобы не было предвзятости к времени и каждый читатель мог хотя бы ненадолго примерить на себя роль главного героя.

Гришковец является категорическим противником аудиокниг, считая их подменой. «Книга написана – ее надо читать», - уверен он.

По мнению писателя, именно книга является самой высшей формой искусства. Картины, кино, музыка, балет, театр – это массовое искусство, а с книгой человек остается один на один. Только литература и чтение дают возможность, читая что-то, где написано от первого лица, чувствовать себя на какое-то время героем. Несмотря на это, Евгений Гришковец записал по своим произведениям две аудиокниги – «Следы на мне» и «Реки», они автобиографичны, но «Театр отчаяния. Отчаянный театр» озвучивать в аудиоформат лично не планирует.

- Почему у книги появилось такое название?

- Главный герой – отчаявшийся человек и отчаянный храбрец. Эти понятия здесь уравновешивают друг друга. Герой часто находится в отчаянной ситуации, но неизбежно  бросается в неожиданные для себя действия и поступки. Этой книгой я приглашаю вас на мой спектакль, эта книга – предисловие.

- Расскажите, как вы создаете книги?

- Я всегда пишу от руки. Когда пишу рукопись, я собираю и считаю исписанные ручки. Где-то уходит 5 ручек, где-то 17. На книгу «Театр отчаяния» ушло 138 гелевых ручек и 7 кг бумаги. Я живу без компьютера уже 7 лет, у меня нет даже личной электронной почты. У меня есть сайт, куда приходят письма и отзывы, хорошие и полные отзывы мне всегда распечатывают, и я их читаю.

Как признался писатель, после завершения рукописи их набирает супруга Евгения Гришковца, исправляя только мелкие орфографические ошибки, но какие-то словоформы он придумывает сам, и бывают споры.

- Например, правильно писать слово «шинелька», но мне это так не нравится – «солдат с шинелькой». Я везде пишу «шинелка». Это ошибка, но мне так нравится, и мы спорим с корректорами».

- Читаете ли вы бумажную прессу? Что вообще любите читать?

- Я много летаю на самолетах, там постоянно приносят газеты. Но читаю я только последние страницы: в «Коммерсанте», «Российской газете» только страницы, связанные с культурой, рецензии на книги или спектакли. Книги современных авторов я не читаю, это мешает современному автору. Любое литературное произведение современного автора вызывает у меня как минимум полемику, но в основном – гнев. Каждый писатель пишет ту литературу, которую он считает нужной, и наши мнения не обязаны совпадать. Это вы, читатели, можете читать абсолютно разных авторов и ставить их потом рядом на полки. Я могу в корне не согласиться с тем, что пишет автор, а лишний стресс мне не нужен.

- Расскажите, изменился ли Ульяновск с того времени, как вы здесь были?

- Я не был в Ульяновске три года. Сложно сказать, изменился ли город, когда ты каждый раз проездом. По крайней мере, в этот раз открыли отель Hilton, и это очень хорошо. Я увидел, что дорога из Казани к вам – довольна хорошая. Да и город стал понарядней. Я в Ульяновске шестой раз и мне город нравится – публика хорошо принимает. Например, мой родной город Кемерово – объективно некрасивый город. Там везде заводы, заводы… Если посмотреть на его герб – там нарисована шестеренка и химическая колба. Но я люблю этот город и не могу описать его односложно. Также и с Ульяновском: что-то говорить о своем городе и гордиться им могут только люди, которые живут тут и имеют смысл тут жить.

Вопрос, который висел в воздухе

Евгений Валерьевич Гришковец родом из Кемерова. Один из зрителей озвучил вопрос, как писатель отнесся к произошедшей трагедии, когда люди погибли в торговом центре «Зимняя вишня».

- Это здание я проезжал каждый день, когда ездил в университет. Там всегда пахло шоколадом, это бывшая кондитерская фабрика. А потом там сделали торговый центр. Трагедия случилась в самый разгар дня, все службы действовали очень плохо. Случилась огромная паника. Суббота, огромное количество людей отдыхает, они идут в гости, в магазины. И до многих не удается дозвониться, потому что просто разрядился телефон, люди не хотели говорить или спали. Таких людей, которым не могли дозвониться, а они теоретически могли быть в «Зимней вишне», были тысячи, и люди сходили с ума. То, что устроил украинский пранкер – это бесчеловечно. Это мерзавец, который доводил до предела человеческие страдания людей, там несколько женщин просто сошли с ума. А он звонил в морги, в больницы и просил готовить еще 300 мест, 200 мест, потом звонил в скорую помощь. Сейчас для Кемерова это слишком горькая история, которую осмыслить невозможно. Еще не все дети похоронены, приходишь в школу, а там парта свободная и за нее уже никто не сядет. Это все непоправимо. Я решил подарить городу спектакль «Весы», который я написал в прошлом году. Это маленькая пьеса, в которой действие происходит в роддоме. Трое мужчин ждут рождения детей. Один присутствует при родах своего первого ребенка. Другой не знает, кто у него родится, у него уже есть две дочери, и он очень хочет сына. А третий – пожилой, и вообще непонятно, зачем он там сидит. Все станет понятно только в конце спектакля. И все они разговаривают о каких-то важнейших вещах. Это спектакль про тех, кто встречает детей, и они все непростые, но прекрасные люди в волнительном состоянии. Я хочу поставить эту пьесу в Кемерове и думаю, что она многих людей утешит.

После всех ответов на вопросы Евгений Гришковец смог подписать свои книги всем желающим. Когда очередь дошла до меня и я смогла увидеть его вблизи, меня поразили его глаза – глаза очень уставшего человека, который держится из последних сил, устало, но абсолютно искренне улыбается каждому подошедшему к нему зрителю, слегка дрожащей рукой старательно выводит пожелание на книге. И в очередной раз понимаешь, какая это трудная работа - быть постоянно на ногах, в центре внимания, вдали от семьи и дома. При этом Евгений Валерьевич остается необыкновенно открытым, уютным и родным каждому человеку, который любит и понимает его творчество.

Фото автора и из официальной группы Евгения Гришковца в соцсетях

Нет комментариев
Обсудить