Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Кто такие Маришка с Самсонихой и почему остановка называется «Дамбой»? Иван Сивопляс – о симбирских топонимах

Зачем основатели города выбрали для него такое «неудобное» место, и как это аукалось их потомкам, беседуем с известным ульяновским краеведом, научным сотрудником государственного музея-заповедника «Родина В.И.Ленина» Иваном Сивоплясом.

vk.com
vk.com

Иван Сивопляс – исследователь симбирской старины. Вдохновение для своих трудов черпает в пыли архивов и библиотек, в скупой информации, изложенной на старинных надгробиях. Краеведу пришлось немало полазать и по нашим ульяновским оврагам.

Иван Сивопляс

- Овраги, обрывы и, как следствие – частые оползни, один из которых случился в апреле 2016-го и разрушил грузовую «восьмёрку», можно назвать проклятием нашего города. Как часто бывали оползни в нашем городе, что об этом рассказывает история?

- Оползни на Волжском косогоре для Симбирска совсем не уникальны. Их разрушительную силу наши предки испытали сполна. Наиболее крупные оползни в Симбирске были отмечены в 1724, 1743, 1785, 1866, 1868 годах, в период с 1877 до 1902 год было целых десять крупных разрушительных оползней. В 1915 году гигантский оползень разрушил опоры строящегося железнодорожного моста через Волгу. Следующий большой оползень произошёл в Ульяновске в 1955 году…

-  Стало быть, неправильное место выбрал для города окольничий Богдан Хитрово? Столько обрывистых мест, оврагов…

- Это с какой стороны посмотреть. Наш город, как известно, был основан в 1648 году как крепость. Причём, рассчитанная в первую очередь на борьбу с конницей. Лучшим естественным препятствием были овраги. Место выбиралось так, чтобы оврагов было побольше, и они были поближе. Это себя оправдало. Набеги кочевников-ногайцев прекратились сразу после строительства засечной черты и крепости, Разин симбирский кремль так и не взял, а Пугачёв и вовсе не решился идти на Симбирск, повернул на Пензу.

- Значит, для врагов старались… А каково жителям?

- Как только город стал терять своё значение как крепость, и стал мало-помалу превращаться в административный и торговый центр, тут симбиряне, что называется, зачесали репу. Овраги встали на пути уже не вражеской конницы, а быстро растущего города.

- К Волжскому косогору мы, думаю, ещё вернёмся. А насколько проблемным для города был овраг, с которым связаны такие названия как Дамба и Маришка?

- Мы говорим, что Ульяновск стоит на двух реках – Волге и Свияге. Фактически же Симбирск располагался на трёх реках. Была еще река Симбирка - скорее ручей. Но овраг, по дну которого протекал этот ручей, был очень глубоким и протяжённым. 

Волки в городе

- Где протекала река? Если обозначить на современных ориентирах.

- Истоком реки был ныне популярный Маришкин родник. Овраг проходил вдоль нынешней улицы Федерации. Улица Нижне-Татарская идёт как раз по дну этого оврага. Овраг тянулся через «пятачок», где сейчас торговый центр «Амарант». Затем там, где сейчас расположен стадион «Труд», проходил через нынешние Центральный рынок и трамвайную остановку «Дамба». Небольшой кусок оврага остался и ныне - за улицами Энгельса и Ленина. Здесь Симбирка впадала в Свиягу.

- Один из читателей назвал этот кусок Симбирского оврага Волчьим оврагом.

- Мне такое название в источниках не попадалось. Вполне возможно, что оно бытовало. Место это было очень сильно необжитым, и волки здесь, в самом деле, водились. Еще в 1926 году в газете «Пролетарский путь» была опубликована заметка, как из оврага со стороны реки Свияги выбежала пара волков. Её видели на улице Ленина, потом на улице Льва Толстого, в «Колючем садике» (нынешнем сквере Яковлева). В овраге находили свой приют и криминальные элементы, разбойники. Была громкая история в 1837 году, которую изложил тогдашний симбирский жандармский штаб-офицер Стогов, дедушка поэтессы Анны Ахматовой. Шайка разбойников терроризировала город. По оврагу они подходили к дому, который облюбовали для грабежа. Совершив своё чёрное дело, по оврагу же уходили восвояси. Документы подтверждают рассказ офицера. Банда состояла из пяти дезертиров. В этом же овраге они были пойманы, здесь же было обнаружено и припрятанное ими награбленное добро.

- Даже в наше время любой овраг в населённом пункте имеет тенденцию превратиться в стихийную свалку. Для старого Симбирска это было актуально?

- Ещё как! В Симбирске не было канализации, многим, как и сейчас, не хотелось платить за вывоз мусора, люди выбрасывали нечистоты прямо в овраг реки Симбирки. Поскольку город разрастался, то свалка эта оказалась в самом центре города. Об этом много писали врачи Симбирска. В конце XIX века здесь была одна из самых низких продолжительностей жизни в Поволжье, что можно напрямую связывать с наличием этих нечистот.

- Итак, причин покончить с оврагом было достаточно…

- Прежде всего городу было тесно между обрывом к Волге и обрывом к Симбирке. Еще в конце XVIII века в районе нынешних стадиона «Труд» и ТЦ «Амарант» на улице Дворцовой (Карла Маркса) через овраг был построен деревянный мост, который носил название Мясницкий. До 1830 года симбирская ярмарка проходила в самом центре города - на Большой Саратовской (Гончарова). Здесь наблюдался явный дефицит торговых площадей. Лишь когда ярмарка в 1830-е годы переехала за овраг, она развернулась как следует, стала одной из самых крупных в Поволжье, а к концу XIX века вошла в десятку крупнейших ярмарок Российской империи.

С Мясницким мостом связывались разного рода интересные истории, когда, допустим, в 30-е годы один из симбирских губернаторов Иван Петрович Хомутов решил немножко «пощипать» симбирских купцов, он предложил разобрать доски на мосту. Дело в том, что на мосту стояли торговые лавочки. Так вот перед этими лавками и разобрали доски. И люди не могли к ним подойти. Когда купцы пришли к губернатору, он сказал: «Платите!»

- Со временем мосты сменили земляные дамбы. Как это произошло?

- Возможность более радикальной борьбы с оврагами появилась после пожара Симбирска 1864 года. В немалой степени благодаря помощи из императорской казны началось одно из самых важных действий симбирского губернатора Ивана Осиповича Велио – строительство дамбы. Той самой, в честь которой называется трамвайная остановка.

Строительство дамбы через овраг речки Симбирка.  Фото: Из книги С.Л.Сытина "Таким был Симбирск", фотограф Антон Муренко, 1867 г.


- Для этого нужно было реку забрать в трубы… Кстати, на днях из этих труб спасатели извлекли заблудившихся диггеров.

- Трубы - это ещё не всё. Нужны были другие инженерные коммуникации. Если просто так насыпать землю – её смоет на второй-третий год. Это были масштабные работы. И это поспособствовало развитию Симбирска. Дамба в районе нынешнего Центрального рынка построена в 60-е годы XIX века. А дамба на месте бывшего Мясницкого моста – это уже советское время, 20-е годы ХХ века. Овраг в одних местах был засыпан, в других – использован для сооружения современных объектов – таких, как стадион «Труд». Окультурен и исток реки – Маришкин родник.

Маришку придумал Садовников?

- Есть повод вспомнить эту загадочную Маришку. Это родник, и это площадь, которую старожилы до сих пор так называют – место, где сходятся улицы Орлова, Федерации, Красноармейская – где стоит Дом пионеров Ленинского района, региональный департамент соцзащиты…

- Кто такая Маришка, была ли она на самом деле я, со своей стороны, сказать не могу.

- Но что говорят об этом доступные нам источники?

- Павел Любимович Мартынов в книге «Город Симбирск за 250 лет его существования» приводит такую городскую легенду. На месте площади находилось озеро. Где-то рядом с озером проживала красавица Маришка, которая и утопилась в нём от несчастной любви. Она стала русалкой, и своего возлюбленного потом тоже забрала с собой на дно озера. Но здесь Мартынов на самом деле цитирует другого нашего знаменитого земляка Дмитрия Садовникова, это легенда из его собраний. Но по Садовникову это происходило не в Симбирске, а в совсем других местах. Если бы какая-то реальная Маришка захотела утопиться в водоёме, который, действительно, находился на месте площади и обозначен на картах как «озеро Маришка», то только от очень большого отчаяния. Водоём был искусственный, на самом деле это был пруд. Его устроили в 1840-е годы для различных технических, в том числе пожарных целей. Но пруд стал заиливаться, набирать воду из него было всё труднее. Полицейская часть, при которой был и пожарный обоз, стояла как раз на его берегу, там сейчас здание Собеса. Так вот, при пожаре 1864 года сгорела и полицейская часть. Пруд был впоследствии засыпан и превращён в одну из городских площадей.

- Итак, кто такая Маришка – остаётся тайной…

- Зато другая героиня, давшая название ещё одному местному оврагу, вполне реальна. Речь идёт о Стрижевом овраге, который ещё называют овраг Самсониха.

Не место красит человека

- Самсониха находится также на волжском косогоре, в районе улицы Кирова.

- Да, и, наверное, кому то представляется, что Самсониха, это такая женщина-богатырь, сподвижница Стеньки Разина. На самом деле эту женщину можно назвать нашей современницей. Евдокия Михайловна Самсонова родилась в 1896 году, а умерла в 1985-м. Она была одной из первых в нашем городе женщин-шофёров. Села за баранку автомобиля ещё в 20-е годы. А с 1932 по 1962 год возглавляла «Бюро по очистке города» или попросту ассенизационный обоз. В Ульяновске канализации в то время почти не было. Нечистоты вывозились в специальных бочках, сначала на лошадях, потом на машинах. В районе Стрижева оврага как раз этот ассенизационный обоз и располагался. Сюда привозились эти нечистоты и в этот овраг сливались. Это началось еще до революции, но самым заметным руководителем хозяйства была «Самсониха» - Евдокия Михайловна Самсонова.


Евдокия Михайловна Самсонова. Фото из личного архива Антона Шабалкина


- Слышал, что когда она распекала своих подчинённых, то говорила: «Я хоть и говённый, но всё-таки директор!» Как сложилась её дальнейшая судьба?

- Эта замечательная женщина 30 лет возглавляла бюро очистки, некоторое время руководила городским гаражом. В городе сейчас живут ее родственники. Они рассказывают, что это был человек невероятно живой, невероятно подвижный, она до последних дней своей жизни ходила на охоту. Ей дали квартиру в одной из первых ульяновских девятиэтажек. Как это часто бывало – в доме не всегда работал лифт, и ей приходилось на свой 9-й этаж подниматься пешком. Это действительно была замечательная женщина. 

- И что еще об этом овраге известно?

- С одной стороны он был свалкой нечистот. В этих же местах были братские захоронения жертв холерных и тифозных эпидемий конца XIX - 20-х годов XX века. Здесь же были захоронены революционеры, казнённые в период первой русской революции. Здесь производились расстрелы, с 1918-го примерно до начала 20-х годов. В 1918 году белогвардейцы расстреливали коммунистов. Здесь же вернувшиеся в сентябре коммунисты расстреливали белогвардейцев. Есть свидетельства, что в этом же месте в 30-е годы захоранивали массовые жертвы политических репрессий.

- Подобная слава есть и у Соловьева оврага.

- Да, этот овраг тянется примерно от района Телецентра к свияжскому мосту в районе «Метро». Действительно, есть свидетельства захоронений здесь жертв политических репрессий. Что касается связанных с этим оврагом мрачных и жутких легенд, были категории покойников, которых на официальных кладбищах старались не хоронить. Не хоронили самоубийц и так называемых закладных покойников, то есть тех, кто умер вследствие злоупотребления спиртным, кто слыл большим грешником при жизни и не был отпет. Здесь, в Соловьевом, овраге их и хоронили. У нашего замечательного краеведа Владимира Петровича Юрлова есть рассказ о том, что в Симбирске в 1840-е годы 19 века жил один ювелир. У него произошла семейная драма, его бросила жена, уехала в Москву с любовником. Ювелир запил, покончил жизнь самоубийством и был похоронен в этом овраге. А через год или через два во время паводка овраг был размыт, вскрылось и захоронение ювелира, об этом узнали его друзья. И они решили отомстить его вдове. Они взяли череп своего собрата, сделали из неё чашу и выслали его жене в Москву. Когда жена увидела инкрустированный череп своего мужа, она сошла с ума.

- Жуткая и малоправдоподобная история.

- Скорее всего. Но была у этого оврага еще одна история, изложенная в мемуарах нашего замечательного педагога Андрея Ивановича Кабанова. В 1876 году он пошёл в Мостовую слободу – за жалованием. Здесь находилась головная контора его ведомства. Здесь же он увидел знакомого школьного печника. Тот тоже пришёл за жалованием. Когда около девяти вечера Кабанов возвращался домой, он увидел у моста через Свиягу того самого печника. Здоровый такой детина - и огромная дубина в руках. Андрей Иванович пишет, что у него внутри всё похолодело. «Он знает, что у меня есть деньги, и явно хочет меня убить», - решил учитель. Но спросил: «Что ты, тут делаешь, ведь на два часа раньше ушёл?» Тот отвечает: «Вас дожидаюсь...». Ну всё! Бегом от этого печника. Отбежав, спросил: «А зачем ты меня ждешь?» А тот: «Так боюсь же я! Тут в овраге бабу убили. Страшно мне...»

- Почти чеховская ситуация.

- Да, очень похоже. И действительно, в июле 1876 года было жуткое убийство в этом месте, убили женщину, которую несколько дней ее семья искала. Труп нашли в Соловьевом овраге. Так что повод бояться, действительно, был.  

- В наше время этот овраг служит источником других страхов в связи с радиоактивным загрязнением, которое вроде бы окончательно ликвидировали совсем недавно.

- Но это уже современность, как и наблюдаемые нами сейчас оползни на волжском берегу.  Что характерно, у оползней есть свои природные причины. Но наиболее мощные подвижки неизменно происходили, когда вмешивался человек, при начале каких-либо масштабных строительных работ – мощении дорог, строительстве моста, каких-то больших зданий. И это особенно явно видно в случае того самого оползня, случившегося три года назад, когда несмотря ни на что здесь начали строить 25-этажку для каких-то очень рисковых новосёлов. Сейчас строительство практически завершено. Кажется, история по-прежнему никого ничему не учит.

Для справки. Иван Сивопляс родился 9 сентября 1972 года в Москве. С 1987-го живёт в Ульяновске. В 1989 году поступил в Московский государственный историко-архивный институт. В 1992 году, временно оставив учёбу, поступил на работу в областной Госархив. В 1998 году заочно окончил историко-архивный институт при Российском гуманитарном университете. С 1997 года публикует в СМИ свои краеведческие статьи. С 2004 года - научный сотрудник музея-заповедника «Родина В.И. Ленина».

Нет комментариев
Обсудить