Рынок бесконтактных платежей: основные игроки
Рынок онлайн-платежей сегодня активно развивается. По данным аналитического портала Сбербанка СберИндекс доля безнала в расходах граждан продолжает расти, а важным драйвером роста безналичных платежей стала онлайн-торговля, в особенности покупки в экосистемах. Например, число россиян, приобретающих подарки к Новому году онлайн, с 2019 года удвоилось и составило в 2021 году не менее 5,6 млн человек.
Сегодня существует большое количество маркетплейсов, в которых можно приобрести различные товары. Тенденцию по переходу в онлайн подхватывают и традиционно офлайн-магазины. Теперь товары там можно приобрести через официальный сайт. Это довольно удобно, потому что заняться шопингом можно в удобное время и для этого не обязательно куда-то ехать. Да и в офлайн-магазинах, салонах красоты или кафе сегодня можно расплатиться не наличными деньгами, а картой или телефоном.
Кроме того, способствуют росту бесконтактных-платежей и технологическое развитие сервисов, которые позволяют оплачивать покупки безналично. Такие сервисы, как ApplePay, GooglePay, SamsungPayзапустились в 2016-2017 году и сегодня занимают ведущие позиции. Но в последние годы у лидеров отрасли стали появляться конкуренты. В 2020 году на рынок зашёл новый сервис от Сбера SberPay. Особенность сервиса в том, данные банковских карт не нужно вносить ни в какие сторонние приложения или на сайты – они хранятся в приложении СберБанк Онлайн и надежно защищены банковской системой безопасности. Среди особенностей сервиса можно выделить то, что использовать для оплаты можно любую карту ПАО Сбербанка, которая есть в приложении, а не только выбранную заранее.
По данным Сбербанка с момента запуска сервиса SberPay и до ноября 2021 года в регионах Поволжья клиенты банка совершили уже более 7 млн операций на общую сумму почти 2,7 млрд рублей. При этом интерес к данному сервису продолжает расти – ежемесячно количество операций, совершаемых посредством SberPay, увеличивается в среднем на 71 тыс., а средний прирост в обороте составляет около 30 млн рублей каждый месяц. Пожалуй, уже можно говорить, что у крупнейших сервисов появился достойный конкурент.
По оценкам экспертов, отказ от наличных денег произойдет вряд ли, но при этом рост рынка безналичных платежей продолжит расти и в будущем, чему будет способствовать развитие механизмов бесконтактных платежей.