Андрей Ильич Комаров: зачем современному образованию необходимы реформы
В настоящее время система профессионального образования Российской Федерации охватывает более 3,6 тысяч колледжей и техникумов. Качество образовательных процессов, по мнению многих работодателей, не позволяет учащимся освоить практические навыки и полноценно приступить к выполнению обязанностей на производстве сразу после получения диплома.
Устаревшие программы обучения, быстро теряющие актуальность в стремительно меняющихся условиях, по данным Министерства образования, составляют 80% и не содействуют притоку рабочих кадров в действующие секторы экономики, что подтверждается исследованиями ВЦИОМ. Возможно ли в современных реалиях модернизировать подход к профессиональной подготовке, способны ли реформы привести к результативной трансформации – вопросы, которые неоднократно поднимал сопредседатель Комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП Андрей Ильич Комаров.
Причины кризиса кадров и актуальность реформы
Нехватка квалифицированных рабочих в России появилась давно. Представители крупных корпораций ещё 10 лет назад поднимали вопрос о кадровом голоде. Будучи членом РСПП, Комаров Андрей Ильич неоднократно говорил о недостатке рабочей силы, что неизбежно приведёт к замедлению темпов роста экономики.
Сегодня ситуация только усугубилась. По результатам исследований аудиторско-консалтинговой компании FinExpertiza, дефицит специалистов на российском рынке труда составляет 2,2 млн человек. Причём особенно остро это наблюдается в рабочих профессиях – их доля составляет 68% от кадрового голода.
Конечно, опытный промышленник и предприниматель понимал, что причины критической ситуации, в первую очередь, связаны с ухудшением демографической обстановки в стране и отсутствием достаточного количества трудового резерва, способного прийти на смену старшему поколению. Если в предыдущие годы проблема отчасти решалась за счёт мигрантов, то с началом коронавирусной эпидемии эта возможность исчезла.
Второй аспект, приведший к дефициту кадров, по мнению Андрея Комарова, кроется в том, что современной системе образования не хватает гибкости, скорости адаптироваться под изменения рынка. Программы учебных заведений существенно отстают от передовых технологий, вследствие чего уровень знаний студентов училищ и колледжей не соответствует предъявляемым на производстве требованиям. Руководители предприятий вынуждены заново обучать вчерашних выпускников, что забирает самый ценный ресурс – время.
Именно поэтому необходима реформа среднего профессионального образования, которая поможет не только выйти из кризиса кадрового дефицита, но и пережить текущий сложный период в экономике, вызванный санкционными факторами. Но «действовать нужно комплексно и системно, объединяя ресурсы государства, бизнеса и образования», – считает Андрей Комаров.
Вектор на сферу образования
Модернизация образовательной сферы уже ведётся. Первой экспериментальной ласточкой стал проект «Будущее Белой металлургии», запущенный А. Комаровым в Первоуральске в 2011 году. За 11 лет программа, построенная на дуальной системе образования, показала высокие результаты. В рамках проекта выращено более 1 500 высококвалифицированных специалистов, которые не только добились профессионального успеха, но и сами готовы передать знания и опыт новому поколению.
Сегодня наступила фаза динамичной перестройки. Министерством просвещения в консолидации с работодателями и колледжами разработана программа «Профессионалитет», которая ориентирована на рабочие профессии по таким направлениям, как металлургия, нефтехимическая промышленность, транспорт, фармацевтика и другие. В периметре проекта запущены 70 учебных кластеров с взаимной интеграцией образовательных программ и бизнеса. Первые студенты начнут обучение уже в сентябре 2022 года.
«Такие инициативы и комплексная работа на всех этапах образовательного процесса неизменно приведут к появлению нового поколения квалифицированных кадров, которые будут изобретать новые технологии, продукты и оборудование, осваивать новые вселенные и строить совершенно новую экономику», – уверен Андрей Комаров.
Краткая биографическая справка
Молодость Андрея Комарова началась со службы в ВС СССР. В 1990 году он получил диплом по специальности «Техника и физика низких температур» МИХМ. С 1996 года активно строил карьеру в ОАО «ЧТПЗ» и с 2000 по 2021 год занимал пост председателя Совета директоров.
На сегодняшний день Андрей Ильич Комаров – меценат, член Правления Российского союза промышленников и предпринимателей, сопредседатель Партнерского совета при Министерстве просвещения РФ, а также сопредседатель Комитета РСПП по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям. Удостоен государственных наград, носит звание «Почетный гражданин Челябинской области» и «Почетный металлург Российской Федерации».