Сбер объявил победителей AIJ Contest 2023
Призовой фонд международного соревнования по искусственному интеллекту составил рекордные 11,5 млн рублей
Сбер объявил победителей международного соревнования по искусственному интеллекту (ИИ) AI Journey Contest 2023, которое банк проводит совместно с Институтом искусственного интеллекта AIRI. Призовой фонд соревнований также стал рекордным и достиг 11,5 млн рублей.
В этом году в конкурсе участвовало более 1300 исследователей данных из 20 стран мира, включая Россию, Индию, Индонезию, Казахстан и другие. Всего в рамках AIJ Contest 2023 было загружено рекордное количество решений более 12 000, что в 2 раза больше, чем в прошлом году.
Искусственный интеллект открывает супервозможности для каждого. Эту идею развивала каждая из пяти задач AI Journey Contest 2023. Все вместе они сформировали концепцию SUPER: сила (Strength), уникальность (Unique), персонализация (Personalization), равные возможности (Equal) и помощь (Rescue).
В задаче Strong Intelligence участникам предлагалось создать мультимодальную модель, которая обыгрывает знатоков интеллектуальных викторин и показывает суперуровень эрудиции. Она должна уметь принимать на вход данные в различных модальностях, что является одним из ключевых трендов развития LLM. Отдельный вызов для участников был в том, что конкретные задачи, с которыми предстояло справиться в ходе диалога, не были известны заранее.
Топ-10 решений участников соревновались в дополнительной номинации — игре на эрудицию. По результатам проверок была выбрана лучшая модель. Вопрос, на который она ответила правильно, озвучили в прямом эфире.
В задаче Unique RecSys требовалось обучить алгоритм Reinforcement Learning (RL) подбирать максимально релевантные для пользователей рекламные баннеры на сайте и в приложении СберБанк Онлайн. Решения участников оценивались с помощью предварительно обученной RL-среды — симулятора Sim4Rec. Решение победителя почти в 6 раз превысило метрику бейзлайна.
В задаче Personal AI было необходимо создать человекоцентричного ИИ-помощника. Человекоцентричность лежит в основе создания лучших сервисов для клиентов на основе их предпочтений. Задача включала подготовку персональных рекомендаций для пользователей по продуктам Сбера и компаний-партнёров: товаров маркетплейса и музыкальных треков. Данная задача стала рекордсменом по количеству загруженных решений — более 4600.
Второй по популярности задачей стала Equal AI, в рамках которой было отправлено участниками более 3500 решений. Задача заключалась в том, чтобы обучить ИИ-модель распознавать русский жестовый язык (РЖЯ) по видео. В качестве данных был предоставлен уникальный датасет Slovo от Сбера из 20 тыс. видео, разделённый на одну тысячу классов. Это часто используемые слова и фразы РЖЯ, включая буквы и цифры.
Задача Rescue AI включала разработку нового способа расшифровки генома. Понять причину заболевания — важный шаг развития медицины. Участникам нужно было разработать модель, способную находить крупные изменения — перемещения, удаления или дупликации — последовательности ДНК в геноме человека на основе экспериментальных данных. Задача была специально разработана AIRI и Институтом цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук. В ходе решения задачи участники отмечали высокую практическую значимость и нетривиальность задачи с научной точки зрения.
Александр Ведяхин, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка:
«Наши соревнования — отличная возможность для создания передовых технологий искусственного интеллекта. В этом году мы получили рекордное количество решений. Но я впечатлён даже не столько их количеством, сколько качеством. В этом году участники предложили нестандартные решения для задач, которые представляют серьёзный вызов. Я благодарю всех участников за высокий профессионализм и нестандартное мышление. Это большой вклад в развитие искусственного интеллекта на благо общества».