Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

«Одна из главных проблем – потеря смысла жизни». Психологи рассказали о жизни в колонии №9

Будь то сотрудник ФСИН или заключенный, нельзя оставлять человека со стрессом один на один.

vk.com
vk.com

Поговорка «От тюрьмы да от сумы не зарекайся» существует во многих языках. Оказаться в сложной жизненной ситуации может каждый.

В сентябре российской психологической службе Управления исполнения наказаний (УИС) исполнилось 25 лет. Вот уже четверть века штатные психологи пенитенциарной системы оказывают помощь как сотрудникам УФСИН, так и тем, кто находится по ту сторону колючей проволоки.

– Работа ведётся в двух направлениях – с сотрудниками и с осуждёнными. И с теми, и с другими всё начинается с момента их прибытия в учреждение. Что касается сотрудников, они попадают к психологу, ещё будучи кандидатом, в дальнейшем сопровождение по специально разработанной программе идёт до конца службы. Что касается колонии, работа с осуждёнными начинается с поступления в отряд-карантин, когда осуждённые (подозреваемые или обвиняемые) прибывают в СИЗО. Работа продолжается после прибытия в учреждение другого типа, – говорит начальник психологической службы УФСИН России по Ульяновской области Оксана Тюрина.

За повторное преступление – больший срок

​​​​​​​В «девятке» (Федеральном казённом учреждении «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области») психологов больше, чем в других колониях. И большая часть психологов работает именно с осуждёнными. Контингент здесь особый. В исправительное учреждение попадают те, кто нарушил закон не в первый раз, наказание за противоправные действия – немалые сроки. 

– Наиболее часто встречающаяся проблема – потеря смысла жизни, – рассказывает начальник психологической лаборатории ИК-9, майор внутренней службы Елена Мишуринская. – Как правило, осуждённые попадают сюда на большие сроки. Мы пытаемся акцентировать их внимание на новых смыслах, чтобы дни не проходили впустую. Кроме того, занятия с психологом помогают в какой-то степени внести разнообразие в повседневную жизнь обитателей колонии, ведь здесь каждый день похож на предыдущий.

– Мы проводим занятия со всеми категориями осуждённых с момента их поступления в колонию, начиная с отряда-карантина, затем сопровождаем их в отряде и за полгода до освобождения начинаем с ними долгосрочное коррекционное мероприятие, чтобы подготовить к жизни на свободе, – продолжает Елена. – При работе в группе осуждённые получают другой опыт общения, не стесняясь, делятся своими переживаниями. Ситуации ведь довольно схожие… Главное – люди чувствуют поддержку, понимают, что не остались со своими проблемами один на один. Группы приходят на занятия по графику.

Однако собрать группу непросто. Психологи заметили, что в колонии человек не имеет свободы общения, не приобретает друзей. Есть и такие, кто категорически отказывается идти на контакт в какой бы то ни было форме. На первые занятия люди приходят закрытые. Постепенно раскрепощаются, начинают высказывать свои мысли – то, о чём трудно говорить, но в то же время трудно держать в себе.

К освобождению готовят полгода

– Как вы мотивируете осуждённых на участие в занятиях?

– Многие мотивируются друг по другу – видят перемены в поведении, появляется желание что-то изменить и в собственной жизни. Результат налицо: пока что осуждённые, которые занимались с психологами, не возвращались в стены нашего учреждения. Это радует.

Журналистам демонстрируют отрывок занятия в рамках школы подготовки к освобождению. Подобные занятия – некая ступенька, которая помогает понять, что происходило с человеком до колонии, что было в тот момент жизни для него наиболее значимым. Задача психолога – помочь переосмыслить систему ценностей, учитывая возраст людей и приобретённый в колонии опыт. В небольшой комнате шесть человек застыли в напряжённых позах в мягких креслах. Голос Елены звучит мягко, но уверенно, слова она произносит медленно, внятно.

– Мы будем обсуждать главные ориентиры в жизни каждого человека, его жизненные ценности. Понятия, качества, представления, которые являются для нас значимыми, существенными, помогают формировать характер, контролировать поступки, желания и принимаемые решения. На столе разложены карточки. Нужно выбрать и расположить их на доске так, как бы вы это сделали до вашего осуждения. Что было для вас важным?

Мужчины подходят к столу, перебирают карточки, потом прикрепляют их к вертикальной доске. У многих на первом месте – общественное признание, материальные блага, интересная работа, комфорт, семейная жизнь. 


– Наша система ценностей формируется под влиянием нашего окружения и людей, с которыми мы общаемся. И перестроиться бывает тяжеловато. Перестроить систему ценностей очень сложно, но пребывая здесь, вы получили хороший опыт. Благодаря этому можно кардинально перестроиться, – продолжает психолог, обращаясь к осуждённым.

В местах лишения свободы у человека есть время переосмыслить свою жизнь, переоценить ценности, чтобы больше не совершать противоправных поступков. Впрочем, некоторые ценности остались, однако отношение к ним изменилось. Теперь главное – сохранить то, что есть.

– До осуждения я ставил материальный достаток на первое место. Комфорт – это семья, дом. Это тоже важно. Семья и материальный достаток связаны между собой, – поясняет один из осуждённых.

– В ИК-9 я нахожусь за разбойное нападение, – говорит другой. – До того, как попал сюда, я ценил в основном деньги. Теперь на первом месте – семья. После освобождения мечтаю начать по-новому общаться с сыном. Занятия с психологом очень помогли. Мы делали книги для детей-инвалидов. Я многое осознал.

– Я здесь за пьяное вождение, – вступает в разговор третий. – До колонии работал, спортом занимался, развлечения всякие были. Когда попал сюда, развёлся с женой. После освобождения хочу заново жениться, устроиться на работу.

– Сегодня мы поговорили о самом дорогом, что есть или будет в вашей жизни. Как только вы осознаете, что является главным, каждый день будет прожит осмысленно, не бесцельно, – подытоживает Елена.

В помощи нуждаются не только осуждённые

Помощь психолога нужна не только осуждённым, но и сотрудникам пенитенциарной системы.

– Сотрудники ФСИН работают с оружием, поэтому им требуется особо пристальное внимание. Каждый день мы контролируем личный состав, который заступает на службу, выходит в караулы или в дежурные смены. По необходимости проводим релаксационно-психокоррекционные занятия. Можно сказать, что в учреждении царит удовлетворительно стабильная атмосфера. Поначалу мы использовали стандартные психотерапевтические методы и способы работы – гештальт-терапию, арт- и песочную терапию и прочий диагностический инструментарий. Вот уже 10 лет пользуемся автоматизированной программой «Psychometric Expert», которая позволяет обсчитывать диагностические методики и результаты с наибольшей объективностью и достоверностью. Со временем закупили специальные приборы. Теперь у нас есть очки «Гармония», массажная накидка, так называемая «Плазма-250» и всем известная «Люстра Чижевского», – рассказывает начальник психологической лаборатории ФКУ ИК-4 Дмитрий Гусев.

– Многое зависит от гармонии внутреннего состояния человека. Имеют значение и настроение, и антропометрические показатели: давление, частота сердечных сокращений. Существует график, в соответствии с которым сотрудники приходят сюда целыми отделами. Иногда даже возникает что-то вроде соперничества (смеётся), но бывает, приходят по одному, когда требуется помощь в конкретной ситуации. Мы рекомендуем в основном очки – они хорошо помогают разгрузиться, отвлечься, снять стресс.

– Вы проводите мониторинг? Каковы результаты?

– Каждое утро мы проводим осмотр и экспресс-диагностику сотрудников охраны, отдела безопасности, заступающих на службу. Когда человек заходит в жилую зону учреждения, он должен быть эмоционально и психически готов к тому, что, возможно, будут провоцирующие моменты. Спецконтингент сложный, поэтому мы  работаем на упреждение. Помимо этого есть групповые занятия по обучению способам разрешения конфликтных ситуаций. Каждые полгода проходит исследование социально-психологического климата в коллективе. Мы видим общую картину и разрабатываем план гармонизации психоэмоционального и социально-психологического климата для каждого коллектива. Если у кого-то возникли эмоциональные потрясения, рекомендации доводятся до руководства. Дело в том, что сотрудники в данной системе подвержены эмоциональному выгоранию в большей степени, чем в других профессиях. Наша задача – восстанавливать психику человека. Все органы (осязания, обоняния и другие) завязаны на нервную систему. Как вы умеете разгружать или настраивать свою психику, так, соответственно, работает весь организм. Сегодня наш кабинет – один из самых оснащённых в Ульяновской области. Использование приборов психо-физиологической коррекции даёт достаточно хороший эффект. Но иногда достаточно просто выслушать человека, и ему становится легче. Людей никогда нельзя оставлять в стрессовых ситуациях. Мы сопровождаем каждого. У нас дверь всегда открыта.

Журналистам тоже дали возможность протестировать приборы психо-физиологической коррекции. Настроение у всех сразу улучшилось.

Фото Елены Огневой

Нет комментариев
Обсудить