Ульяновскую область объединят с Саратовской, Пензенской и Башкортостаном? Возможно ли укрупнение регионов
Согласно «Стратегии пространственного развития», представленной Минэкономразвития РФ, в России к 2025 году могут появиться 14 макрорегионов.
Как сообщает RBC, в стратегии значится, что макрорегионы не приравняют к федеральным округам, они станут «центрами, с помощью которых будет раскрываться социально-экономический потенциал территорий». Причем, именно такое разделение уже вызывает споры, ведь только два из четырнадцати макрорегионов были выделены раньше – Дальний Восток и Северный Кавказ. Остальные двенадцать появились впервые.
Так, Ульяновскую область вместе с Башкортостаном, Оренбургской, Самарской, Саратовской и Пензенской областями включили в Волго-Уральский макрорегион. Свердловскую и Челябинскую области отнесут к Уральскому макрорегиону, республики Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Пермский край, Кировскую и Нижегородскую области - к Волго-Камскому.
Ярослав Кабаков
заместитель генерального директора ИК «ФИНАМ»
Сама по себе идея укрупнения регионов имеет под собой некоторые рациональные соображения. Объединение таких регионов, которые, как, например, Москва и область, или Санкт-Петербург с областью, являются некими анклавами, могло бы решить массу инфраструктурных и управленческих проблем, связанных с чересполосицей, присоединение маленьких национальных республик к более крупным и промышленно-развитым областям позволило бы решить проблему бюджетного дефицита первых. Да и вообще регионов у нас слишком много, это осложняет Кремлю процесс управления – для преодоления этой проблемы были в свое время созданы Федеральные округа, но они полноценно данную задачу выполнить не могут, поскольку бюджетами все равно распоряжаются в субъектах. Конечно, сокращение числа административных единиц позволило бы сэкономить хотя бы на чиновниках и их зарплатах. Но это, соответственно, вызвало бы снижение благосостояния в столицах упраздняемых субъектов и недовольство местных элит. Ну и не стоит забывать о транспортном факторе – управлять регионом, от центра которого до окраины нужно ехать целый день или даже лететь самолетом, не очень удобно.
О спорности проекта «Стратегии пространственного развития» говорят и ульяновские эксперты, которым эта идея кажется пока трудновыполнимой.
Нина Дергунова
политолог, доктор политических наук, профессор
Пока это остается на уровне идеи. Нужно уточнять, потеряют ли современные регионы свою самостоятельность или нет. Чем эти макрорегионы отличаются от федеральных округов, которых у нас восемь, то есть чуть меньше, непонятно. Нужно ждать, когда это будет обсуждаться, станет ясна структура, перераспределение полномочий, функции и смысл. То ли смысл – уйти от территориальной этнической прикрепленности, то ли – экономический, где деньги будут распределяться по макрорегиону, большой определенности пока нет.
Действительно, был озвучен лишь проект, но уже из него эксперты могут сделать выводы, приживется он или нет. По мнению доктора экономических наук Анатолия Лапина, говорить о новом делении страны смогут, когда примут соответствующий закон. При этом субъекты РФ никто отменять не будет, ведь они прописаны в конституции.
Анатолий Лапин
доктор экономических наук, профессор
Если вы заглянете в конституцию, вы там даже федеральных округов не найдете, они были введены в 2000 году указом президента. Но они были "нарезаны" на примере экономических районов, которые были сделаны еще Никитой Хрущевым в 1960-е. В историческом ракурсе, в ретроспективе, в нашей стране были периоды, когда количество этих самых макрорегионов сокращалось, а были - когда увеличивалось. О такой возможности - сформировать макрорегионы на территории России - говорилось еще в указе президента по основам региональной политики, который вышел полтора года назад. Тогда говорилось о возможности увеличения количества федеральных округов. Но как будут соотноситься федеральные округа с новыми макрорегионами, чем одно от другого отличается, пока неясно.
Например, даже сейчас у федеральных округов нет собственного бюджета, кроме денег, выделяемых на содержание аппарата полпреда, больше ничего нет, полномочий нет. Пока это не будет обеспечено финансированием и реальными инструментами координации, бюджетом развития, говорить об этом рано. С точки зрения анализа, важно сравнивать показатели округов не только друг с другом, но и внутри одного региона в течение длительного периода. Если же опять все перекраивается, то об анализе говорить не придется. История подсказывает, что такое уже было раньше: в сталинские времена, к примеру, Осетию поделили на две части, но это было сделано намеренно, в том числе и для того, чтобы нельзя было оценить сократившееся количество людей.
Одним словом, несмотря на существование «Стратегии пространственного развития» Минэкономразвития РФ, говорить об изменении карты России пока рано. Такие планы непросто будет реализовать быстро, это потребует огромной подготовительной работы, пересмотра законодательства, обработки общественного мнения, проведения референдумов и так далее.