Приёмная семья для «паровозика». Охотно ли ульяновцы берут в семьи чужих детей
О вторичном сиротстве, раненых душах и настоящих чудесах рассказала корреспонденту mosaica.ru Маргарита Герасимова, заместитель председателя Ассоциации приёмных семей и опекунов Ульяновской области.
- Маргарита, сколько сейчас в регионе семей, воспитывающих приёмных и усыновленных детей?
- В области - более 5 тысяч приёмных семей, которые чаще всего воспитывают двоих-троих неродных ребятишек. Немало в области и многодетных приёмных семей. По закону можно брать не более восьми детей, но исключение - для семей, куда берут не одного ребёнка, а вместе с кровными братьями или сестрами - мы их называем «паровозиками». Таких обычно сложнее устроить в семью, и, как правило, их воспитание доверяют опытным родителям, которые выпустили не одного приёмного ребенка во взрослую жизнь.
- А каких детей берут охотнее?
- Берут всех — вне зависимости от национальности и возраста, но изначально хотят маленьких белокурых кудрявых девочек. Мы на базе нашей Ассоциации каждый месяц проводим встречи с потенциальными приёмными родителями, которым не устаём повторять, что на крошек до трех лет - большая очередь, причём во всей России. Призываем расширить эти границы.
Например, нам удалось переубедить женщину-волонтёра, которая поначалу мечтала только о грудничке. Но ей было глубоко под 60! Мы у нее спросили: «А вы сможете поднять этого ребёнка хотя бы до восемнадцати? Сможете элементарно дожить в добром здравии до этого возраста?» Я - сама приёмная мама, моей девочке - 15 лет, и я отдаю отчёт в том, что возрастная граница, как и здоровье, — очень важные факторы.
- Так получается, что воспитанники приютов и детских домов — это сироты при живых родителях?
- Да, детей, у которых погибли родители, как правило, не бросают, их забирают родственники. А приёмным родителям чаще достаются дети, изъятые из асоциальных семей. У них «букет» заболеваний, они ранены в душу, часто переносили насилие, в том числе сексуальное. Бывает, что эти дети видели родную маму пьяной или в наркотическом опьянении, причем такие женщины алкоголизируют своих детей ещё в утробе, и это тоже очень страшно. Девиз нашей Ассоциации - каждый ребёнок имеет право на семью. Да, у нас потрясающие условия в детских домах, но там нет главного — материнской и отцовской любви.
- Кто чаще всего решается взять на воспитание чужое дитя?
- Чаще всего это простые люди, неравнодушные к тематике сиротства, желающие отдать свое сердце детям. Очень много семейных пар, которые уже имеют своих детей и хотели бы им дать уроки милосердия. А вот богатые люди — руководители, предприниматели — очень редко делают такой шаг.
- Наверное, приёмные родители слышат упреки типа «вы из-за денег берёте сироту»...
- Есть несколько форм устройства детей в семью. При усыновлении, когда ребёнок становится вам как кровный, имеет право носить вашу фамилию, вы можете поменять ему имя, государство выплачивает по 100 тысяч из областного и федерального бюджетов, и всё. Усыновляют в основном малышей, но есть такие примеры, как с потрясающей семьей из Николаевского района, которая два года назад забрала подростка, инвалида по зрению, и усыновила его в этом году. Слепому мальчику исполнилось 16 лет, и он ощущает себя частью этой семьи.
Есть ещё формат «опекунство». Чаще всего это родственная опека, когда родители по тем или иным причинам не могут воспитывать ребёнка в данный момент, например, мама с папой ездят на вахту, и ребёнок живет у бабушки или сестры, которые несут за него ответственность.
И, наконец, не так давно в России появилась такая форма, как приёмная семья. Это работа в режиме 24 часа в сутки, и она оплачивается по договору — 6800 рублей в месяц, плюс пособие на ребёнка - 8600. Учитывая, что мы принимаем в семью малыша с плохим здоровьем, физическими изъянами, нарушенной психикой, можно ли в этом случае думать о деньгах? Мне, например пришлось бросить работу, бизнес, но я отдавала себе отчёт - чтобы вырастить достойного гражданина, нужно в него вкладывать.
- Есть шанс стать приёмной мамой у женщины без мужа и своего жилья?
- Есть! Главное — желание человека принять ребёнка в свою семью, создать ему условия для учёбы, отдыха. Кстати, многие даже не подозревают, что приёмным родителем может стать одинокий папа. Потрясающий пример случился в Новой Малыкле, где мужчина воспитывал троих приёмных детей. Недавно он познакомился с прекрасной женщиной, и теперь у них многодетная семья.
- А бывало так, что сирот возвращают назад?
- К сожалению, да. Делаем всё возможное для того, чтобы вторичного сиротства было как можно меньше. Это, конечно, боль для всех. Вот два года назад семья из Мелекесского района взяла из детского дома четырёхлетнюю девочку. Простые сельские жители увидели ребёнка, их сердце дрогнуло, и они, не углубляясь в диагноз, решились на такой шаг. Год жизни под одной крышей с ребёнком, у которого оказалась тяжелейшая психическая патология, стал для них адом. И когда уже стало понятно, что приёмная дочь представляет реальную опасность для кровных детей, её вернули в детский дом.
И не стоит ждать от сиротки благодарности! Часто дети, которые приходят из детских домов, избалованы, ни к чему не приучены, - в «казённом доме» за них всё делают! Вот почему мы сейчас развиваем систему наставничества в детских домах. Взрослые учат детей играть на гитаре, печь пиццу и т. д. Ведь когда молодые люди выпускаются из детского дома, они идут во взрослую жизнь практически неподготовленными, и для них важно иметь наставника, друга, которому можно позвонить, посоветоваться... Но не стоит дарить сиротам подарки, - у них всё есть.
- На что ваша Ассоциация потратила Президентский грант?
- На этот грант для нового перинатального центра «Мама» было закуплено современное дорогостоящее оборудование, на котором могут обследоваться приёмные дети или те, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Также мы вошли в областной реестр поставщиков социальных услуг, делаем видеоанкеты ребят из детских домов, размещая их в общей российской базе. Такие видеоролики дают более широкое представление о ребёнке, нежели фотография, которая кроме жалости ничего не вызывает. За два года наши волонтёры сделали более 200 видеоанкет, и более 100 детей уже нашли семью.
- 21 ноября будут чествовать лучшие приёмные семьи региона...
- Ульяновская область - один из первых регионов, где был подписан указ об учреждении Дня приёмной семьи. Приёмный родитель - почётная профессия, подчас эти люди творят настоящие чудеса. Так, подростку из детского дома «Орбита», который практически не видел, невозможно было даже надеяться на приёмную семью, как и на восстановление зрения (время упущено!). Но семья из Радищевского района взяла мальчика на воспитание, они прошли все обследования, и - о, чудо! - по другому я назвать не могу - в декабре они едут делать парню операцию на глазах. Есть надежда на то, что он будет видеть!
А какая потрясающая история случилась в Сенгилеевском районе! Приемная мама взяла из детдома девочку с онкозаболеванием, зная, что та все равно скоро уйдет из жизни. До этого смертельно больной ребенок видел лишь дерево из окна казённого заведения... А тут свершилось чудо, и последние месяцы своей жизни девочка провела дома, окруженная теплом и материнской лаской, она уходила как ангел...
И, знаете, как часто бывает? Бездетные родители берут приёмного ребенка, и через год-два у них появляются свои дети. Чем больше мы отдаём, тем больше нам возвращается.