Урбанист Дмитрий Шацков: «В Хельсинки художников можно найти даже в психиатрической больнице»
О своих впечатлениях от стажировки в столице Финляндии рассказал модератор Центра прикладной урбанистики и заместитель руководителя фонда «Ульяновск – культурная столица».
Отдавать ли пустующие здания на откуп горожанам или действовать по-российски – то есть с согласия местных властей? Как заводить новые контакты и привлекать иностранцев в Ульяновск? И, наконец, интересен ли наш город с точки зрения развития креативных пространств? Чтобы ответить на эти вопросы, модератор Центра прикладной урбанистики и заместитель руководителя фонда «Ульяновск – культурная столица» Дмитрий Шацков поехал в Хельсинки.
- Я выиграл стажировку в Финляндию в проекте «Мастера России», который реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города». Участники изучают креативные индустрии, пространства, деятельность творческих предпринимателей в условиях новой экономики. Первоначально был проект «Мастера Сибири», а сейчас он перерос в «Мастера России»: они собирают истории творческих предпринимателей, креативных пространств по всей стране. Меня заинтересовал курс, направленный на развитие креативных пространств. Я написал проект, связанный с димитровградским «Горизонтом». Это пространство работает почти год, и мне было интересно проанализировать его деятельность, - рассказал Дмитрий.
Как он объяснил, можно было выбрать обучение в России или за рубежом. Дмитрий решил поехать за границу, чтобы узнать, как работают там, ведь в нашей стране все креативные пространства действуют примерно одинаково. Ожидание результатов заняло около полутора месяцев. И вот молодой человек узнал, что стал одним из шести счастливчиков, которые поедут в Хельсинки.
- Я до конца не верил в свою удачу, - говорит Дмитрий. - Но мне было очень приятно применить свой опыт в стажировке, посмотреть, как организуют креативные пространства за рубежом. Готовясь к поездке, я изучал, как они действуют в странах Европы. В основном, это сквотерские истории, когда художники захватывают у города часть здания, начинают там что-то творить, открывать галереи, за счет этого здания, которые находились в упадке, превращаются в креативные пространства. Разумеется, мы очень много ходили по городу, смотрели, как всё устроено у них. Кстати, по размерам Хельсинки примерно такой же, как Ульяновск, и живёт там 600 тысяч человек, как у нас. Мы побывали там в старейшем креативном пространстве — огромный кластер, это бывший завод NOKIA. Здание опустело в 1993 году, когда компания вывела производство из Финляндии в страны третьего мира. Мои ожидания подтвердились: пространство организовали обычные горожане, причем инициатива шла снизу. Люди пришли к городским властям и попросили отдать им пустующее здание. Сейчас там находится и развитое креативное пространство, и своеобразный музей артефактов – товаров, которые компания выпускала до телефонов. Ведь когда-то NOKIA производила галоши, спортивную обувь, охотничью экипировку и многое другое.
По мнению Дмитрия Шацкова, внешне серьезных отличий в самих креативных пространствах России и Финляндии нет. Это связано с тем, что именно мы взяли за основу идею. Там всё так же: лофт, свободное пространство, минимальный ремонт... Разница есть только в управлении. Как говорит Дмитрий, важно, что люди сами готовы управлять зданием, защищать его.
- Я побывал на митинге в защиту креативного пространства, которое находится на месте психиатрической больницы. Нужно немного пояснить про это здание. Несколько лет назад его, можно сказать, захватили художники — в хорошем смысле. Как выяснилось, арт-сообщество нашло пустующее здание и обратилось к городской администрации с предложением обустроить его. Тогда им разрешили, художники устроили в нем своеобразный сквот. Но потом пошли слухи, что государство планирует сделать ремонт и продать больничное здание. На митинг пришло около 300 человек — обычные горожане разных профессий и возрастов, неравнодушные к проблеме. Люди встали в кольцо, взялись за руки и так «обняли» креативное пространство. У меня часто возникают аналогичные идеи — хочется сберечь ульяновские памятники, к примеру, здание магазина сельхозорудий К.И. Юргенса, которое находится на пересечении улиц Гончарова и Ленина. Понятно, что есть собственник, но с домом ничего не делают уже много лет, он только разрушается. Там нет полов, нет коммуникаций, все ценное забрали, но сама площадка классная. И для его сохранения не нужны такие уж огромные деньги. Европейский опыт показывают: ремонт может быть бюджетным. Подобные примеры есть и в российских городах, к примеру, в Екатеринбурге существует проект «Белая Башня». Архитекторы несколько лет подряд занимаются восстановлением уникального для города памятника архитектуры авангарда.
Как делают в России
Также Дмитрий интересовался, на каких условиях в Финляндии работают с художниками. Выяснилось, что в финских пространствах цена аренды для художников — 12 евро, а для остальных резидентов — 40. Это происходит потому, что художники «одушевляют» заброшенные здания, украшают их, придают им неповторимый вид, а зачастую инициируют необычные события.
- Самый главный результат моей поездки — я посмотрел на креативное пространство «Горизонт» по-новому. Нам нужно было проанализировать опыт Хельсинки и адаптировать его под себя. Я увидел, чего нам не хватает, что можно доделать. Мы побывали в университете, который похож на арт-инкубатор. Там мне очень понравился принцип ценности коммуникаций: все стены увешаны фотографиями людей, где написаны их контакты. И ты сразу можешь позвонить или написать тому, кто тебе интересен, чтобы предложить ему совместный проект. Другим результатом поездки стало получение контактов различных менеджеров креативных индустрий, зарубежных экспертов. Их вполне можно приглашать для участия в наших мероприятиях, например, в культурном форуме. Причем, не только я взял их контакты, но я им привез информацию о творческих людях нашего города. Мы специально издали буклет о кластере творческих индустрий на английском языке: туда попали практически все предприниматели в сфере медиа, архитектуры, фотографии, ивент-агентств. Я его всем раздавал и рассказывал, что Ульяновск – литературный город ЮНЕСКО, Ульяновск – культурная столица… Мне было приятно, когда я понимал, что им эта информация нужна и мы находимся на одной волне, - рассказал Дмитрий.
По его словам, несколько совместных проектов уже запланированы.