Опять Шекспир! В Ульяновском театре драмы поставили комедию «Много шума из ничего» в необычной интерпретации
Премьера спектакля режиссера Даниила Безносова состоялась 16 февраля.
Знаменитая комедия Уильяма Шекспира «Много шума из ничего» – произведение, построенное исключительно на нелепостях и домыслах. Казалось бы, это историческая пьеса, основанная на проделках реальных исторических персонажей. Действительно, в конце XIII века Педро III, король Арагона, Каталонии и Валенсии, занял ещё и сицилийский престол – по просьбам тамошних «трудящихся» выгнал с острова французские войска Карла Анжуйского. Так что один их главных героев, благородный дон Педро, вполне мог оказаться в Мессине, где происходит действие пьесы.
Но на этом историческая правда заканчивается. Впрочем, режиссер Даниил Безносов заранее вступился за легендарного автора пьесы, заявив, что тот никогда не писал исторических произведений, основанных на реальных событиях, и даже представления о географии у него были весьма приблизительными. Он вообще перенёс время действия поближе к современности, не заковывая бойцов в латы, а одев их в форму, отдаленно напоминающую обмундирование испанских войск времен Франко или итальянских периода правления Дуче… Более того, художник Михаил Кукушкин представил место действия как некие руины, которые ещё недавно бомбила вражеская авиация.
И, как положено в комедии, здесь все отрицательные персонажи – полные гады и отморозки, а положительные прекрасны и в мыслях и в поступках. Вот только ввести в заблуждение их легче легкого. Правда, несколько особняком стоит парочка полицейских в исполнении Владимира Кустарникова и Виталия Злобина – именно эти два чертовски обаятельных идиота и вывели на чистую воду интриганов. Без них комедии точно бы не получилось. Впрочем, и сам режиссер утверждает, что получилась «не совсем комедия». Ну и что?! Главное – что смешно. И никто не умер. Даже главный злодей успел вовремя сбежать, главная героиня благополучно пережила собственную смерть.
Собственно, весь сюжет построен на подслушиваниях, подглядываниях, попытках друг друга обмануть (как из лучших, так из самых коварных побуждений). Происходящее на сцене совершенно не воспринимается как театр абсурда. Более того, кроме мотоцикла, на котором с победоносной войнушки прибыли главные герои, и явно не шекспировских времен униформы, ничто не указывает на какой-либо авангардистский подход к постановке. Это в полной мере классический театр, где зрителю и скучать не дают, и глубину эмоций доносят в полной мере. И тем, кто пьесу не читал и одноименного фильма не видел, должно быть очень беспокойно за судьбу бедной Геро, дочки губернатора, и импульсивного флорентийца Клавдио, воспылавших любовью друг к другу. А в качестве бонуса зрители получают еще и свадьбу циничного Бенедикта и злоязычной Беатриче.
В конце концов, по числу постановок во всем мире с Шекспиром может соперничать разве что наш соотечественник Антон Павлович Чехов. А значит, сделать спектакль, сохраняющий шекспировский дух, не похожий ни на одну предыдущую постановку и способный влюбить в себя зрителя – очень нелегкая задача. И, как ни удивительно, она была выполнена с блеском.
Фото автора