«Обнажённые души» Дмитрия Потапова. В Ульяновске открылась необычная фотовыставка
С 13 апреля в музее «Симбирская фотография» можно увидеть работы известного ульяновского скульптора.
Дмитрий Потапов более известен как скульптор, чьи произведения отличаются необычайной самобытностью. Она настолько явственна, что авторский почерк легко выдаёт имя творца, и ему, как, например, Микеланджело Буонарроти, вовсе не обязательно ставить на них автограф. Но сейчас речь пойдёт отнюдь не о монументальном искусстве. Однажды в руки Дмитрию попал фотоаппарат, и это событие положило начало новой ветви его творчества. В результате, выставки его фоторабот стали более частым явлением, чем вернисажи его скульптурных произведений.
Фотовыставка, которая при большом скоплении зрителей открылась в музее «Симбирская фотография», стала уже четвёртой в творческой биографии автора. Правда, от всех предыдущих она несколько отличается. Как признался сам автор, на основании своего опыта он пришёл к выводу, что нельзя «сваливать работы разных жанров в одну кучу». Жанры изображений, что были представлены на сей раз, Дмитрий Потапов определил как «портрет» и «не совсем портрет», которые объединены эмоциональной составляющей.
Действительно, творческий метод фотографа Потапова известен практически всем любителям искусства, причём, не только фотографического. Возникает ощущение, что Дмитрий не пропускает ни одной выставки, проходящей в Ульяновске, и интересуют его не только демонстрируемые произведения искусства, но и граждане, имевшие неосторожность прийти на них полюбоваться. Он тихо стоит в каком-либо уголке, казалось бы, безучастно наблюдает за тем, что происходит вокруг, но взор его всегда направлен на людей через прицел фотокамеры. В итоге, никто из присутствующих не может чувствовать себя в безопасности, поскольку «добычу» непрерывно выслеживает «хищник». И стоит кому-то выпустить какую либо эмоцию наружу, тут же раздаётся «выстрел», меткий и беспощадный.
Так что же получается в итоге?
На открытии выставки 13 апреля своё веское слово сказали многие фотографы и живописцы Ульяновска. Например, заслуженный художник России Борис Склярук отметил необычайную психологическую правдивость и эмоциональную яркость каждого портрета и любой жанровой композиции. Он обратил внимание на то, что в названиях работ автор только в исключительных случаях автор указывает на какие-либо личные данные тех, кто на них изображён. Как правило, нет ни фамилий, ни имён, а название указывают, скорее на суть эмоционального состояния или черту характера. Например, портрет известного фотожурналиста Владимира Ламзина автор назвал «Горец». Посмотришь – и правда горец…
С довольно суровыми обвинениям в адрес Дмитрия Потапова публично выступил фотохудожник журналист и писатель Сергей Юрьев, заявивший, что никакие это не портреты, а подавляющее большинство фоторабот данного автора следует отнести к жанру «обнажённая натура». При этом, обнажено вовсе не тело. Обнажена душа. Впрочем, вероятно, одна из целей настоящего искусства – помочь человеку увидеть себя чужими глазами, открыть в себе нечто ранее неведомое. А может быть, и не только в себе…
Фото автора