Мусорные страсти. Почему в Ульяновске пробуксовывает реформа?
Что не так с «мусорной» реформой? После того как функции по вывозу твердых бытовых отходов с начала года были переданы от «управлялок» региональным операторам, люди стали замечать, что дело не сдвинулось в лучшую сторону. А пока, скорее, наоборот.
Особенно это показали прошедшие в 20-х числах апреля субботники и стартовавшие в майские «каникулы» ремонты квартир, после которых у контейнерных площадок вырастали горы старой мебели и мешков со стройматериалами. Как-то неожиданно выяснилось, что региональный оператор не весь мусор считает «своим». Соответственно, не всё и вывозит. Контейнеры? Пожалуйста! А с остальным – проблемы.
Лежащие у дорог мешки с мусором после субботников обязались убрать городские власти – «до праздников». Но даже в тот момент, когда глава города Сергей Панчин шествовал в первых рядах первомайских демонстрантов, черные мешки оставались там, где их оставили сознательные и активные горожане. Правда, ко Дню Победы они потихоньку «рассосались».
Почему раньше, когда плата за вывоз мусора была меньше, было чисто, а сейчас стало хуже? Почему образуются свалки возле контейнерных площадок?
Уже в середине апреля региональные операторы начали сообщать о значительном – до 100% и более – увеличении отходов на контейнерных площадках. По целому ряду мест временного накопления отходов возникло переполнение емкостей для ТКО, а рядом начали появляться стихийные свалки из спиленных веток и куч листвы.
Есть три вида отходов, о которых стоит знать
КГО или, проще говоря, крупногабаритный мусор сейчас входит в состав коммунальных отходов и оплату жителей. К КГО относится вышедшая из употребления мебель, коммунальная техника и другие предметы из жилых помещений, которые по объемам не умещаются в стандартный контейнер.
Строительный мусор возникает в результате ремонтных работ, чаще всего связанных с перепланировкой: кирпичи, цемент, куски стен, доски от вскрытия пола и тому подобные отходы. Они не относятся к ТКО и размещаться на контейнерных площадках не должны, о вывозе и утилизации таких отходов обязаны позаботиться граждане, делающие ремонт.
Уличный смёт, собранные листья, ветки от обрезки деревьев хоть и являются отходами, подобными коммунальным, но в норматив, который рассчитан для жителей, не входят. Отвечать за этот мусор обязаны управляющие компании и организации, проводящие работы по благоустройству.
Однако, как мы видим, практически весь этот мусор сваливается у контейнерных площадок жилого фонда. При этом региональные операторы на днях озвучили: ни одна управляющая компания и ни одно из предприятий по благоустройству города не заключила договоров на ТКО, которые образуются от уборки городских и дворовых территорий.
Результат подобной халатности можно увидеть, например, на контейнерной площадке по ул. Рябикова, 20. Дома здесь находятся в управлении ГУК Засвияжского района. Договора у ГУК с региональным оператором нет.
«На старте реформы многие управляющие компании уходили от договоров с региональными операторами, а жители многоквартирных домов переводились на прямые платежи региональному оператору, - рассказывает директор ООО «Горкомхоз», регионального оператора в зоне деятельности №1 Ульяновской области Рамуалдас Янушкявичюс. – В платежках жителей есть затраты на благоустройство, уборку территорий и, соответственно, утилизацию образовавшегося мусора. То есть деньги жителей по этим статьям в управляющие компании поступают, но на что их тратят УК – не известно. Пока мы фиксируем масштабный рост несанкционированных свалок, то есть, собственно, полную противоположность того, что предусматривалось реформой».
Мы будем следить за продолжением «мусорной» истории.