В ульяновском Молодёжном театре представили спектакль о поисках смысла бытия
Премьера постановки по роману Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи» стала событием в театральной жизни города.
Роман Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи» стал достоянием читающей публики в начале 50-х годов прошлого века. Однако в классики автора записали значительно позже… Это теперь его первый, а как позже выяснилось, единственный роман сравнивают по глубине чувств и смыслов с книгами Достоевского и фильмами Тарковского. А тогда он был воспринят читательскими массами как скандальная диковинка. Более того, он был запрещен во многих штатах США, а также в некоторых других странах. И не удивительно! На первый взгляд, нет там ничего созидательного или жизнеутверждающего.
И, не смотря на это, сейчас «Над пропастью во ржи» считается одним из величайших произведений американской литературы двадцатого века и даже включен в обязательную программу многих американских школ и университетов. Да что такого особенного в личности Холдена Колфилда, подростка, стоящего на пороге взрослой жизни и смотрящего в будущее с нескрываемым отвращением?!! И не удивительно, что он не находит себе места ни в прямом, ни в переносном смысле: школа, из которой его отчисляют за неуспеваемость и нежелание учиться, представляется ему воплощением несправедливости и местом средоточия лжи и лицемерия. И не только учителя, но и большинство товарищей по учёбе кажутся достойными презрения, поскольку – каждый по своему – готов принять правила игры взрослого мира. А главное правило таково: каждый должен казаться тем, кем он на самом деле не являются...
И вот 7 июня в Молодёжном театре состоялась премьера спектакля по одноимённому роману классика американской литературы… Режиссёр-постановщик Владимир Золотарь с предельной откровенностью предупредил зрителей, что увидят они, по сути, черновик, что в спектакль буквально с каждым представлением, скорее всего, будут вноситься изменения.
Естественно, ту часть публики, что с романом была знакома, очень интересовало, как роман, написанный в форме внутреннего монолога, будет воплощён на сцене, да ещё и на площадке, где в силу её весьма скромных физических размеров невозможно изобразить заковыристую сценографию, где для декораций просто нет места.
Но! Кровати, путешествующей из школьной общаги в номер отеля, а потом и родительский дом, стола и стульев, так же не стоящих на месте, движения разноцветных световых пятен оказалось достаточно… Нет, не для того, чтобы передать образ и атмосферу послевоенного Нью-Йорка, а для того, чтобы отразить восприятие главным героем окружающего мира, которое, на самом деле, находится вне времени и даже порой и вне реальности. Персонаж порой сливаются с массовкой, с неким «царством мёртвых», которые полагают, что продолжают жить, но едва ли это с точки Холдена это можно считать жизнью. Его преследуют постоянные неприятности, на которые он сам старательно нарывается, потому что иначе не может.
Кстати, исполнитель главной роли Виталий Мялицин даже внешне чем-то напоминает автора романа, который в значительной мере писал образ Холдена Колфилда с себя самого. И невозможно отделаться от ощущения, будто этот поток мыслей, ощущений и событий действительно реален. Нельзя с уверенностью сказать, как оценил бы этот спектакль Константин Сергеевич Станиславский, у которого главным критерием было «верю!» и «не верю!», но зрителям не было оставлено иного выхода, кроме как поверить и на три с половиной часа стать частью внутреннего мира человека, находящегося на опасной грани, которую он, скорее всего, будет всегда нести в себе, поскольку следующий шаг ведёт в пропасть.
Наверное, чтобы всё было иначе, должен измениться мир… Сам Сэлинджер последние годы жизни провёл, отгородившись от человечества стенами собственного дома в городке Корниш, запретив переиздавать свои ранние сочинения, издавать свою переписку, а если что-то и писал, то исключительно «в стол». Видимо, сам-то он отчаялся дождаться каких-либо перемен в этом мире…
А ещё есть мнение, что спектакль может считаться состоявшимся, если в нём есть нечто большее, чем в книге или пьесе, положенной в его основу. Если это утверждение верно, то спектакль Молодёжного театра безусловно состоялся.