Каллиграф Юрий Вольфович: «Я усложняю свои работы, чтобы зрители росли вместе со мной»
Ульяновский художник рассказал, как можно заработать на искусстве.
Юрий Вольфович - молодой ульяновский художник, занимающийся каллиграфией. Буквы его работы "рассыпаны" по всему городу, их можно заметить на заборе креативного пространства "Квартал" и некоторых других местах. Мы поговорили с Юрием о том, что интересного проходит в нашем городе, как реализовать себя в креативном бизнесе и что, а главное - зачем он пишет на своих работах.
- «Квартал» для меня — это место некоего взаимодействия, точка сборки. Я здесь познакомился со многими креативными ребятами, у которых есть свои креативные бизнесы, это отличная возможность для коллабораций. Недавнюю коллекцию мы делали вместе с дизайнером Айгуль Зуйковой. Она мне нравится тем, что может делать неординарные вещи и всегда готова к экспериментам. Она, например, никогда не скажет, что по технологии так делать нельзя, а, наоборот, соглашается сразу. Это рождает интересные концепты вещей. Мы договорились с Айгуль, что под ее показ я кастомизирую несколько вещей под свою каллиграфию. Несмотря на то, что работать приходилось в сжатые сроки (я, например, три дня подряд работал в мастерской с утра до ночи), проект удался. Да и три дня безвылазно работать в мастерской для меня — привычный ритм.
- В чем была основная идея коллекции? Там же были разные элементы, например, маски, закрывающие лица парней-моделей...
- Основной идеи не было. У нас не было красной нити, проходящей через все вещи, как это обычно бывает в модных коллециях. Лично для меня это вообще была проба пера. Мы проверили, насколько публика готова воспринимать показы не в зале, а на улице. Конечно, у нас с Айгуль были концепты по отдельным вещам, видение которых у нас совпадало. Например, была модель в белом платье с портупеей. Это наша коллаборция с ребятами-кожевниками, такой гранж, рок-н-ролл, бунтарство... Но это элегантное бунтарство, не банальные нашивки на джинсы или кожаные браслеты с названиями групп. С помощью каллиграфии я написал: «Рок-н-ролл жив, а я в нем — Элвис Пресли». Кстати, я сам впервые выступил моделью, показал вещи, сшитые на меня (модель я неформатная!). Я всегда хотел расписывать не только майки, но и большую вещь. Здесь таким объектом стал плащ. Это верхняя одежда, которую видно всегда. Большой капюшон плаща придавал таинственности — от своеобразная отсылка к моде будущего. Но это будущее можно отследить уже сейчас, в силу того, что информационный поток большой, киберпанк завоевывает сердца людей, и многие вещи ориентированы на стилистику киберпанка или urban ninja style. Этот плащ мог бы носить человек, который создает граффити, граффитирайтер будущего, который с помощью своего искусства выражает гражданскую позицию. Под плащом он может скрыть баллоны, а капюшоном — закрыть лицо. Конечно, я не преследовал цели — пропагандировать преступления. Но мне жаль, что у нас сотрудники полиции до сих пор не могут отличить деятеля искусства от вандала, потому что просто у них нет критериев отличия.
- Как ты думаешь, почему в Ульяновске совершенно не развито искусство стрит-арта? Ведь в Москве, например, проходят крупные граффити-фестивали, а у нас, если и есть работы Егора Холтова, то и их быстро закрашивают или срывают...
- На самом деле, Ульяновск перерастает уровень тех городов, где активно развивается стрит-арт. У нас правительство готово к тому, чтобы он был. Подтверждением этого можно считать мой прошлогодний проект с росписью Соборной площади: администрация области легко пошла на контакт и дала разрешение. А общий смысл проекта был в том, чтобы активизировать творческую молодежь Ульяновска, показать, что всё возможно. После этого мне много писали ребята, которым интересна эта тема. Спрашивали, как легально расписать какой-то объект... У нас ситуация не такая, как в Москве. У нас стрит-арт работы висят несколько недель, а там их «жизнь» исчисляется часами! У нас правительство готово выйти на диалог с творческими людьми, но нет творческих людей, которым есть что сказать. Есть маленький процент людей, которые что-то пытаются сделать в Ульяновске. Вопрос — в качестве. Есть Егор Холтов, есть ребята, которые стикеры на улице Ленина клеят типа «Шаурма вызывает зависимость» и другие. Нам необходимо развивать креативный пласт, чтобы люди не боялись выходить на улицы и говорить, что их беспокоит. Здесь проблема не только в пассивности — у нас просто негде купить специальную краску. Есть только один сетевой магазин, и там выбор небольшой, а цены высокие. Художественные магазины краску не возят, так как нет спроса. Замкнутый круг, как змея, кусающая себя за хвост, и это не позволяет нам сдвинуться с точки старта.
Что делать в этом случае? Нужно просто проводить мероприятия, вести сюда экспертов, в чьем авторитете не будет ни у кого сомнений. В ближайшее время мы проведем стрит-арт-лабораторию «Контур», которая пройдет в рамках IX Международного культурного форума с 26 по 28 сентября. Главной площадкой станет креативное пространство «Квартал». Я курирую этот фестиваль, мы вместе с фондом «Ульяновск — культурная столица» разработали концепцию, везем четырех интересных мастеров — из Берлина приедет известный художник Size Two, остальные приедут из России — из Чебоксар, Уфы и Екатеринбурга. Все работают в разных стилях, райтер из Берлина создает большие картины, записывает фасады домов, девочка из Чебоксар создает работы в стиле реализма, парень из Уфы создает разные сказочные мотивы и абстрактные работы, художник из Екатеринбурга - «нелегал», он продвигает фристайл-стиль, пишет текст в работах, выбирает шрифт, исходя из объекта, стены. Все эти четыре художника будут создавать свои работы в «Квартале». В рамках этой лаборатории они будут давать мастер-классы и проводить воркшопы по своим направлениям. Мы договорились с одним из клубов, и победитель сможет расписать там целую стену. В это же время пройдет множество разных событий — диджеи будут играть свою музыку, пройдет брейк-данс-баттл, кинопросмотры и др. Все это нужно, чтобы люди увидели, насколько круто и атмосферно может существовать творческая тусовка, которая развивает культуру улиц.
- Ты сам — каллиграф. Не смущает ли тебя, что обычному человеку очень сложно прочитать, что написано на твоих работах?
- Нельзя сказать, что люди не понимают каллиграфию Ее не понимает только тот, кто не хочет в данный момент остановиться и разобраться. Я проводил исследование, таких — примерно 60%, это немного. Моя каллиграфия создается на основе русского языка, и каждый носитель сможет прочитать, что я пишу. То, чем я занимаюсь, это культурный посыл: мы живем в информационно-технологическом пространстве, где потоки информации такие огромные, что мы очень быстро все забываем, нам важно получить эмоции. Получаем эмоции — и все выбрасываем, как шлак. В интернете этот шлак хранится на серверах, но уже никому не нужен. Мы привыкли так жить — бегаем, мы постоянно должны ответить людям — в вайбере, телеграме, соцсетях, по телефону и т. д. Может, есть еще внутренние рабочие переписки, где нужно оставаться в курсе происходящего. Стоп! Вот мой посыл: на секунду задумайтесь, что перед вами. Мне часто говорят: «что-то красивое и непонятное». Так попытайтесь прочитать. И насладитесь теми мгновениями, на которые вы отвлекли свой разум от информационного шлака. Сначала найдите знакомые буквы, они быстро начнут складываться в знакомые слова, а там и будет понятен смысл фразы. У меня была такая история с росписью площади. Говорили, что невозможно прочитать это не сверху. Но мы забываем о перспективе объекта: разные точки на площади по-разному открывают полотно. И ту надпись прочитать было возможно — из центра круга. Основной инсайт, который приходит после прочтения, - ты приобщен к таинству, разгадал шифр, ты Шерлок Холмс! Ты чему-то новому научился за короткий промежуток времени. Это ощущение сродни выполнению большого проекта. Смыслы, которые я вкладываю, видны без прочтения. Нужно абстрагироваться от поиска идеи и взглянуть на работу, как на картину.
- Где можно использовать каллиграфию?
- Везде! На данный момент у меня открыты коллаборации в четырех нишах: изготовление гитар, гончарная мастерская, ювелирная мастерская и ателье. Эти направления никак не связаны между собой. В планах у меня — сотрудничество с мыловарами. Хочу сделать каллиграфическое мыло — показать скоротечность времени. Можно сделать мыло со словом «экология». Моя руки, ты теряешь экологию... На все замыслы просто средств не хватает.
- А как ты зарабатываешь? Приносит ли тебе это увлечение деньги?
- Я никогда не рассматривал каллиграфию как вид бизнеса. Для меня на данный момент это смысл жизни. Я перехожу от графического дизайна, которым я занимался 10 лет, исключительно к каллиграфии. Для меня это логично: я начал заниматься искусством не как хобби, это скачок вперед, новый этап. А монетизировать каллиграфию легко — можно создавать мерч, который легко продается. У меня есть майки, деревянные скетчбуки, брелоки и другие деревянные вещи. Я хочу найти ритейлеров, которые могут продавать майки в разных городах. Скоро появятся стикерпаки. Кстати, футболки в Ульяновске не востребованы, их заказывают люди из других городов и стран, например, парень из Калифорнии был готов заплатить за майку 100 долларов. Есть покупатели из Нижнего Новгорода, Казахстана, Якутска, Москва много покупает. Дело даже не в финансовых возможностях! Ульяновцы пока моей идеи не поняли, им это не интересно с точки зрения продукта. Все 10-15 человек из Ульяновска, которые меня поддерживают, это люди, которые много ездят, много видят и знают. Но я не работаю на упрощение идеи. Я стараюсь усложнять, чтобы люди задумывались и росли вместе со мной.
Фото из аккаунта Юрия Вольфовича в соцсетях