Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Писатель Сергей Шаргунов: «В литературе нет поколений и возрастов. Мы все из «Юности»

Известный литератор и депутат Государственной думы приехал в Ульяновск на форум молодых писателей.

Писатель Сергей Шаргунов, несмотря на совершенную свою юность и вечный задор в глазах, - уже человек средних лет. В следующем году ему исполнится 40. В литературе он давно - стартовал в начале 2000-х провокационной повестью «Малыш наказан», где предельно откровенно рассказал о себе. Потом последовали «УРА!», «Как меня зовут», «Птичий грипп», «Книга без фотографий», «1993»... И во всем Шаргунов остается самим собой - честным, немного ироничным и очень откровенным. Ему почему-то веришь сразу. Помимо литературной деятельности он руководит сайтом «Свободная пресса».

В Ульяновске Сергей был в 2012 году, но больше не как писатель, а как меценат. С тех пор многое изменилось, он вошел в Госдуму и стал больше помогать тем, кто нуждается. Писатель постоянно в разъездах по стране и почти каждый день отчитывается о том, кому удалось оказать поддержку.

В нашем городе он провел встречу с читателями и участниками форума молодых писателей, с которыми, в общем-то, был наравне...

- Я был участником первого форума молодых писателей, который проходил в подмосковных «Липках», в пансионате для космонавтов. «Липки» - это неформальное название форума, который уже во второй раз проходит в Ульяновске. Тогда было интересное, странное и немного парадоксальное явление, когда с разных концов страны съезжались разные люди, смотрели друг на друга, читали друг друга и находили что-то общее. Те 2000, 2001 годы были временем появления новых талантливых писателей, которых потом назвали целым поколением. Интересно, что зачастую люди были «перпендикулярны» тем, кто их собрал. В этом тоже заключается волшебный парадокс русской жизни — писатели как бы протестовали против того, что их окружает, а люди, связанные с этой реальностью, их собирали. Туда приезжали Сенчин, Прилепин, Гуцко, Новиков и другие. «Липки» - замечательное место, место ночных посиделок, бесконечных разговоров, я надеюсь, что это продолжается. Очень здорово, что журнал «Юность», который я возглавляю с мая этого года, представлен здесь семинаром. Эти самые «Липки» в моей жизни длились из одного раза в другой, это счастливые моменты жизни и замечательные воспоминания. Приезжая сюда, я не ощущаю себя никаким мэтром — я всё ещё начинающий писатель. Это не самое дурное ощущение.

- Делите ли вы свою работу на депутатскую и литературную? И остается ли время на последнюю (при всем жестком графике)?

- Конечно, к сожалению, всё, что связано с общественной деятельностью, редакторской, депутатской, отрывает от главного куски времени. Больно, обидно, печально. Я пошёл в Думу, чтобы доказать, что можно оставаться нормальным человеком, сидя в депутатском кресле. Можно не утонуть в этом кресле, и больше того, мне было интересно, как меняется психофизика многих людей, которые становятся чиновниками или парламентариями. У меня в последнем сборнике «Свои» есть рассказ «Аусвайс» про похмельного депутата, который теряет своё удостоверение. Это трагикомедия. В какой-то момент, когда он ходит-бродит вокруг Думы, он сталкивается с рядом людей. И один из ходоков от народа говорит ему: «Я знаю страшную тайну, тут, в Думе, вам что-то подмешивают, чтобы вы были тихими и гладкими». И, наверное, есть такая история, но тем интереснее эксперимент над собой. Я отвечаю за каждое свое нажатие кнопки, я действую только по совести и прекрасно понимаю узость того коридора, который есть у депутатов Госдумы. Но по этому коридору можно идти навстречу людям. И я стараюсь почти каждый день в своих соцсетях рассказывать, что удалось сделать, кому помочь, не деля всех на левых и правых. Прежде всего, мне помогает уважение к людям и готовность приходить им на выручку. При этом очень важно, чтобы литература не страдала из-за того, что на нее остается меньше времени. Да, новая книга пишется дольше, но она не должна быть слабее прежних. Вот мой принцип.

Я недавно был в редакции «Нашего современника», у меня там выходили несколько подборок под названием «Стоны страны». Для меня важны эти подборки, и заодно для своей программы «12» я снимал материал о поэте Станиславе Куняеве. Мне кажется, получился интересный литературный фильм, где он рассказывал о многих друзьях, которые либо остались таковыми, либо стали недругами. Всё это — история нашей литературы. Я столкнулся с вопросом о правонаследии в связи с героем моей книги Валентином Катаевым. Была идея у издателя Лены Шубиной вместе с катаевским «Алмазным моим венцом» издать замечания к этой книге. В связи с этим возникли некоторые разногласия с родственниками Валентина Петровича. Они легко могут запретить переиздавать книгу. Что же, читателей лишать произведения? Как известно, сын за отца не ответчик, и я выступаю за то, что те произведения, которые уже написаны, должны находиться в общем доступе. Недавно китайцы спросили, как им издать «Цветик-семицветик». 

Мы с вами, кстати, находимся в легендарном месте. Это пространство слияния нескольких рек — река Языкова, река Гончарова, река Карамзина... Их библиотеки хранятся здесь. Здание много пережило, оно горело, но его сберегли для современных ульяновцев. 

- Что меняется с вашим приходом в журнал «Юность» в качестве главного редактора? Как развивается издание?

- Приходя в журнал «Юность» в качестве редактора, я отдавал себе отчет, что он находится в тяжелом состоянии. Непростая ситуация связана как с финансовыми обременениями, накопилось много проблем, и творческое состояние было не самым хорошим. Приход в «Юность» для меня — история мистическая. Мне Катаев приснился после написания книги о нем — он приснился под сводами редакции журнала, под старыми, тысячу лет не ремонтировавшимися плафонами, и произошло рукопожатие там, в этом полете. Недаром он пытался заниматься гравитацией. Действительно, такой казус произошел — я написал книгу про основателя «Юности» и возглавил журнал. Мне бы хотелось, чтобы Валентин Петрович был бы этим доволен. А это случится, если получится прорывный журнал. Я сам уделяю этому очень много времени. Есть несколько направлений: должны появляться новые авторы, нужно развивать детскую литературу, важно поощрять талантливых молодых ребят. Задача состоит в том, чтобы по преимуществу печатались новые сильные писатели. Это не означает, что есть поколенческий шовинизм, я считаю, что «Юности» все возрасты покорны. Но печатать всякую «шнягу» мы не будем. Гонорары — это то, чем никто не может похвастаться. А ведь именно наличие гонораров создает конкуренцию. Я бы не хотел, чтобы «Юность» стало местом, где есть денежный мешок, и всё живое перетечет к нам. Надеюсь, этого не произойдет. Я положил себе за правило в своем журнале не публиковаться, предлагаю свои тексты в другие журналы на правах рядового автора. Не все наши авторы могут быть названы юными — например, Роман Сенчин или Евгений Германович Водолазкин, - но здорово, что эти имена появились. Это должна быть литература высокого уровня. Нам нужен сайт, я постоянно убеждаю потенциальных меценатов вкладываться в «Юность», надеюсь, что уже в октябре мы «забабахаем» сайт. На нем должна быть критика, ее не хватает. Мало обсуждают произведения, а нам нужна полемика, нужны споры. Это способно оживить литературный процесс. Еще я хотел бы затеять премию. Нам сейчас не хватает премии за рассказ, где будет жюри из сильных писателей разных воззрений. В качестве приза должна быть приличная сумма, а потом нужно опубликовать сборник.

 В литературе нет эйджизма, нет поколений и возрастов. Мы все равны, есть только литература.

Фото из соцсетей Сергея Шаргунова

Нет комментариев
Обсудить