Первым делом – самолеты? Почему ульяновские курсанты не могут «налетать» положенные часы
В российских соцсетях появились реальные «крики о помощи» будущих пилотов, которые знают науку полета только в теории.
Если сделать небольшую выборку по авиакатастрофам за последние годы, то нетрудно вспомнить, что 11 февраля 2018 года самолет Ан-148, летевший из Москвы в Орск, разбился в Подмосковье, погиб 71 человек. В этом году 5 мая загорелся Sukhoi Superjet 100, следовавший рейсом Москва – Мурманск, 41 человек погиб, многие получили травмы. Только за 2016 год в России произошло более 30 катастроф, мелких и крупных. Почему это случается? Возможно, одна из причин – недостаточная подготовка российских пилотов.
Проблемы в летных училищах
Как пишут сами курсанты летных училищ (головное находится в Ульяновске, а филиалы - в Сасово, Омске и Красном Куте), формально учебные заведения пилотов готовят, но знают выпускники лишь теорию. По словам курсантов, они в течение долгого времени не могут отлетать положенные им часы за штурвалами самолетов.
Один из таких «невыпустившихся выпускников» Никита родом из Подмосковья, но учится в Омске, в ОЛТУГА. Это единственное в стране училище, которое выпускает пилотов вертолетов. Сейчас Никите 26 лет, к профессии он шел долго и осмысленно: сначала закончил один вуз, потом отслужил в армии и решил получить образование, о котором давно мечтал. Но с этим вышла проблема.
- Я не могу найти работу по своей профессии, потому что диплома у меня нет, и когда я его получу - неясно. Помимо меня таких много, и те, кто учился на курс старше, весь наш курс и нынешние третьеркурсники - заложники той же ситуации. Я защитил выпускную квалификационную работу, уехал домой, и сейчас вынужден периодически приезжать в Омск - для этого нужно тратить по 10-15 тысяч на билет. При том, что официально я не могу трудоустроиться, такие деньги находить сложно. По первой профессии я работать пока тоже не могу, требуется сертификат, потому что у меня был длительный перерыв в той деятельности. Мы неоднократно писали обращения в разные инстанции, вплоть до приемной президента. Но реально на наши вопросы так никто и не ответил. Да, нам приходят ответы в таком стиле, что всё делается для решения проблемы, но нужно подождать. У многих из нас уже сил нет ждать.
Действительно, формально срок обучения в ОЛТУГА - 2 года 10 месяцев, но до сих пор дипломы не получили те, кто поступал в 2014 году. Свои комментарии дали и те, кто продолжает учиться или недавно закончил УИ ГА.
- Проблемы касаются только будущих пилотов. Естественно, все недовольны. У пилотов-бакалавров летная практика начинается на 4 курсе (всего четыре года обучения), у пилотов-специалистов - на 5 курсе (всего пять лет обучения). Очевидно, что налетать необходимые часы для получения лицензии пилота невозможно к окончанию обучения. Как следствие, есть ребята, которые учатся шестой год и даже седьмой: пар нет, они ждут очереди на полеты. Некоторые не хотят тратить время на ожидание, поэтому разочарованно уходят в другие учебные заведения. С другой стороны, почти все платники успевают перевестись на бюджет к началу летной практики (которую оплатить практически невозможно, так как стоит миллионы). Почти все будущие пилоты приехали не из Ульяновска, поэтому им особенно неприятно проводить такое долгое время в сером, унылом и скучном городе. Некоторые курсанты бросают учебу и едут учиться в Петербург, где летная практика начинается уже на 2 курсе. А у остальных - разочарование, обида, депрессия, - сообщил один из курсантов.
- Конкретно в Ульяновске проблемы начались еще 10 лет назад, когда потребовалось увеличить количество выпускников в два-три раза. Для этого необходимо было подготовить материально-техническую базу, в том числе, самолеты закупить. К сожалению, российская промышленность в силу тех или иных причин не смогла предложить учебный самолет, его пришлось искать за рубежом. Но техника, закупленная в несколько раз дороже каталожных цен, оказалась слабо пригодна к эксплуатации в наших условиях. А самое главное - ремонт и обслуживание эти самолеты должны проходить в авторизованном центре, а таких в России нет. По нынешним же ценам гонять каждый год несколько десятков самолетов в Европу - удовольствие не из дешёвых. Вот и получается, что самолеты есть, аэродромы есть, инструкторы есть. А летать нельзя, - рассказал один из выпускников.
Официальные ответы
Как говорят сами «пострадавшие», выведенные ситуацией из себя, возможно, виноваты в этом ведомства, контролирующие отрасль – Министерство образования РФ и Росавиация.
«Виновники - непосредственно Росавиация (никакого содействия кузнице кадров, одни отписки), а также руководство УИ ГА и филиалов (безынициативность, некомпетентность), ну и курсантский состав, который не может собраться всеми курсами написать в прокуратуру и суд не анонимно, а поименно», - пишет владелец Telegram-канала «Пилот ГА».
Кстати, в суд, в органы прокуратуры РФ и в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки предлагается обращаться и в официальном ответе Росавиации. Но только в случае нарушения прав и свобод или в прочих серьезных ситуациях.
Кроме того, в официальном ответе на запрос значится, что «объемов средств недостаточно для обеспечения уровня оплаты труда летно-инструкторского и инженерно-технического состава до сопоставимого с оплатой труда этих категорий работников в авиакомпаниях и на предприятиях гражданской авиации. В связи с этим Росавиацией при формировании проектов федерального бюджета на очередной финансовый год систематически направлялись предложения по увеличению объемов средств… Указанные предложения Министерством науки и высшего образования РФ, Министерством просвещения РФ и Минфином России не поддержаны».
Сотрудники Росавиации предлагают повысить ставку летного часа с 500 до 3000 рублей. Это «позволит сократить диспропорцию в оплате труда вышеуказанных категорий авиационных специалистов, осуществляющих подготовку авиационного персонала в образовательных организациях гражданской авиации, и специалистов авиакомпаний и предприятий гражданской авиации».
Далее приводим высланный ответ на запрос от Росавиации.
Вопросы без ответов
Недовольные курсанты готовы задать еще множество вопросов.
- Почему в училищах так мало техники?
Если самолетов всего три на 120 будущих пилотов, каждый из них может налетать часа три в месяц, а за год - треть от программы. Вот и получается, что люди подолгу ждут очереди и заканчивают обучение через 6-7 лет.
- Почему не приняты меры к обеспечению инструкторами, техниками и другими специалистами?
Экономия в 100 тысяч рублей зарплаты в месяц на каждом инструкторе приводит к тому, что без работы на лишний год-три остаются несколько выпускников, не получивших пилотские. Кстати, на вопрос о компетентных преподавателях, один из выпускников рассказал, что несколько лет назад средний возраст педагогов был около 60 лет. С тех пор большая часть ушла, кто - на пенсию, а кто – в мир иной.
- Когда осознают кадровую катастрофу Минтранс, Минздрав и все другие ведомства, связанные с воздушными перевозками грузов и пациентов, развитием регионов страны и др.? Как пишут курсанты, сейчас мало пилотов молодого и среднего возраста, а старшее поколение, летавшее еще в СССР, совсем скоро уйдет в отставку или на пенсию. И это не десятки, а сотни и тысячи пустых мест в кабинах самолетов и вертолетов. Именно эти места должны занять молодые пилоты. Но вот компетентны ли они – вопрос открытый.
Когда корреспондент mosaica.ru начинал вникать в эту тему, была цель - изучить ситуацию с УИ ГА. Однако вскоре выяснилось, что ряд проблем характерен для всей сферы авиации в целом. Нет самолетов и вертолетов, не хватает компетентных педагогов и инструкторов, нет актуальных программ, нет денег... С каждым годом становится всё больше и больше тех выпускников, которые теряют терпение, а потом и интерес к профессии. Курсанты не выдерживают и заявляют, уж не верят ли чиновники в скорое появление пассажирских дронов, когда пилоты станут не нужны. Ведь спасти отрасль сейчас может разве что чудо.