Ульяновский бизнес начал работу в условиях коронавируса в уведомительном порядке
Корреспондент сайта mosaica.ru узнал о том, как выживает региональный малый и средний бизнес в новых реалиях.
Согласно указу губернатора Ульяновской области №53 от 14.04.2020 с 20 апреля на территории региона к работе могут приступить все отрасли бизнеса, кроме ниже перечисленных:
— досуговые, развлекательные, зрелищные, культурные, физкультурные, спортивные, выставочные, просветительские, рекламные и иные подобные мероприятия с очным присутствием граждан, а также те, кто оказывает соответствующие услуги в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан;
— ночные клубы и иные аналогичные объекты, кинотеатры (кинозалы), фитнес-центры, бассейны, бани, сауны, детские игровые комнаты и детские развлекательные центры, иные развлекательные и досуговые заведения.
Кроме того, продолжает действовать запрет на курение кальянов в ресторанах, барах, кафе и иных общественных местах, а также все еще не могут вернуться к работе кафе и рестораны за исключением выноса еды и доставки.
Если организация не попадает под запрет указа, тогда нужно соблюсти все рекомендации Роспотребнадзора, которые прописаны в декларации, которую предпринимателю предстоит заполнить и отправить региональному правительству. В данном документе нужно будет заполнить каждый пункт, загрузив при этом фото подтверждения выполненных работ.
Отметим, что, несмотря на открытие в регионе предприятий, магазинов, салонов красоты, бизнесу выдвинули ряд условий, которые доставляют дискомфорт не только работникам, но и покупателям. Согласно новым требованиям, одежду можно покупать только на глаз, т.к. мерить ее нельзя, а вот чтобы выбрать обувь, придется сначала надеть бахилы. Получается, что ульяновцы могут совершить покупку, но промахнуться с размером. В таком случае им придется возвращать покупку, что также ударит по карманам предпринимателей. Не стоит забывать и о том, что часть товаров возврату не подлежит, согласно закону о защите прав потребителей. Таким образом, риск существует как для потребителей, так и для бизнесменов.
Непонятным для многих стал тот факт, что бизнесу в Ульяновске работать разрешили, а вот режим самоизоляции продлили до 15 мая, и, кроме того, за выход на улицу не в магазин, аптеку, больницу или не на работу стали выписывать штраф. Если вы отправитесь в какой-либо торговый центр, живя в другом конце города, то вместо одежды и прочих товаров вы получите административное постановление за нарушение самоизоляции и приглашение в суд. Получается, что одно решение губернатора противоречит другому.
Для чего же было принято данное решение и поможет ли это выжить ульяновскому бизнесу? С таким вопросом мы обратились к экономисту Анатолию Лапину.
АНАТОЛИЙ ЛАПИН
Экономист
- У губернатора выбор был очень не велик. С одной стороны, закрытие бизнеса способствует ограничению распространения коронавируса, а с другой - падают налоги, которые пополняют региональный бюджет. Если так будет продолжаться, то с экономикой будет все плохо, а безработица будет расти. Если предприятия и бизнес продолжат работать дальше, то экономическая ситуация начнет улучшаться.
Данное решение еще было принято для того, чтобы люди не остались без работы и зарплаты. Правда, скорее всего, в ближайшее время возрастет количество заболевших не только от коронавируса, но и от других инфекций, т.к. люди начали перемещаться по городу. В данный момент экономические потери превысили потери от коронавируса. Но не факт, что скоро не будет изменений и не будет снова наложен запрет.
На мой взгляд, маловероятно, что в открывшихся магазинах или салонах красоты есть клиенты и они туда активно идут. Открыться-то открылись, но люди понимают, что доходы падают, и они ограничивают свои расходы, да и небезопасно сейчас выходить из дома.
Аналогичный комментарий нам дал и аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
Алексей Коренев
аналитик ГК «ФИНАМ»
- Ульяновская область не единственная стремится по возможности вернуть бизнес к нормальному режиму работы. Да и Россия в этом плане не отличается от других государств. Кто-то - к примеру, Австрия - уже ослабил карантинные меры, кто-то, как Швеция, фактически их и не вводил, где-то, как в США, звучат призывы «лучше умереть от коронавируса, чем от голода». И основания для таких настроений есть. Ведь не только не работает бизнес, как таковой, стремительно приближаясь к грани, из-за которой он может уже не выйти. Множество людей сидит без фактических средств к существованию. Порядка трети компаний (и это официальные данные, по факту цифра может оказаться гораздо хуже), несмотря на строгий запрет, отправили сотрудников в неоплачиваемые отпуска. Большинство остальных предприятий или приступило к сокращению персонала, или заметно урезало заработные платы сотрудникам. У значительной части российского бизнеса попросту нет денежных запасов, чтобы выплачивать зарплату, при этом не работая. Так что за выход из карантина ратуют и предприниматели, и работники. С другой стороны, снятие режима самоизоляции чревато всплеском заболеваемости и в теории еще большими проблемами. Как тут поступать, сейчас не знает никто. Президент еще в одном из своих первых посланий в апреле фактически дал регионам право (и по сути возложил на них ответственность) самостоятельно принимать многие решения по коронавирусу, «исходя из текущей остановки». Чем некоторые региональные лидеры пользуются. Да, сегодня выход на работу в тех областях, краях или республиках, где распространение коронавируса идет относительно невысокими темпами, может быть вполне оправдан. Бизнесу надо выжить. Наемным сотрудникам – прокормить свои семьи. Так что данное решение губернатора Ульяновской области не стоит рассматривать, как способ «заткнуть рты» предпринимателям. Если ситуация с распространением коронавируса в области будет относительно благополучная, то это реальный способ сохранить экономику региона на достаточно жизнеспособном уровне и дать возможность гражданам зарабатывать себе на жизнь.
Ульяновские предприниматели и бизнесмены о данной ситуации высказались не однозначно.
АНДРЕЙ ПАВЛОВ
Генеральный директор медиахолдинга «Мозаика»
- Озвученные меры поддержки бизнеса, предпринимателей не эффективны. По большому счету всем не хватает денег и, на мой взгляд, поддерживать нужно финансово, а не допуская их к работе. Эта мера поможет далеко не всем. Да, сейчас открылись магазины, салоны красоты, но пойдет ли в них народ? Будут ли люди активно что-то заказывать, покупать и т.д.? Работать сейчас разрешили многим, а будет ли от этого толк, будут ли они зарабатывать? У нас доходы упали и такая же история практически у всех. Если доходы падают, то работать в минус не очень приятно. Интересным остается противоречивый вопрос: режим самоизоляции и режим работы. Так и не понятно: мы работаем или сидим на режиме самоизоляции? Если люди работают, значит они ходят в офис, ездят на общественном транспорте, перемещаются по городу, а это дополнительное число контактов. Сейчас бизнесу нужно помогать деньгами, а работу возобновлять – после стабилизации эпидемиологической обстановки. Чтобы, когда все закончится, предприниматели могли выйти и начать нормально работать, зарабатывать, платить налоги и зарплаты сотрудникам. Сейчас же ситуация не в пользу бизнеса. Предприятия начали работать, тратить больше денег, например, на оплату электроэнергии и при этом заработанных ими средств зачастую не хватает даже на покрытие расходов, не говоря о прибыли.
Вадим Белов
партнёр федеральной сети магазинов подарков «Экспедиция» в Ульяновске
- Я думаю, что разрешили работать всем в условиях пандемии, потому что обстановка стала накаляться. Читаю чат предпринимателей, и там очень много вопросов к администрации, на которые ни у кого нет ответа – как жить, чем платить кредиты, коммуналку, что делать с товаром, у которого заканчивается срок годности или сезон эксплуатации. Ну вот этим «разрешением» немного сняли напряжение. На самом деле кому-то это наверняка поможет – те же салоны красоты, магазины повседневной одежды, рынки. Прибыли они не получат, но хотя бы немного снизят потери, возможно. Но здесь есть обратная сторона, конечно. Во-первых, на зарплату продавцам не всегда получится заработать, плюс теперь с арендаторами будет сложнее вести переговоры об отмене аренды или о скидках. Так что на самом деле такая мера может наоборот увеличить убытки. Думаю, что многие это понимают – рядом со мной почти никто не открылся после разрешения работать.
Я пока продолжаю переговоры с арендодателем. Сначала сказали, что скидок никаких не будет, но после этого уже было распоряжение правительства, и нашу отрасль добавили в список наиболее пострадавших, так что всё же надеюсь, будет компромисс.
Проверки проходят в режиме «мониторинга» - оштрафовать они в таком формате не могут, но могут прислать полноценную проверку. Проверяют ассортимент, спрашивают наличие разрешения, декларации, смотрят, есть ли средства защиты и как проводится санобработка.
У меня на столе стоит антисептик, купил перчатки, санитарные средства для обработки поверхностей, коврик перед входом. Но покупателей в магазине всё равно нет. Нет даже посетителей – за день заходит человек 5 максимум. Раз в неделю случаются «шальные клиенты»: один раз мужчины искали дорогой подарок начальнику, в другой раз нетрезвый посетитель захотел побаловать себя необычными сувенирами. Я думал, что он на следующий день принесёт возвращать всё, что купил, но обошлось. Вот ради таких случайных покупок и работаю – других источников дохода у меня пока нет.
Ренат Валиулин
Руководитель салона красоты Fashion Look studio
- Мое мнение изначально было, что бизнес должен работать под контролем властей и в очерченных рамках. Если бизнесу не работать, то рано или поздно все просто умрут с голоду. На мой взгляд, это комплекс мер, и я считаю, что власть понимает, что бизнес недолго протянет без вливания денег, работы. Я думаю, что это реальная забота о бизнесе, и я этому благодарен. Вторая составляющая – это забота о самом себе, в бюджет деньги не поступают, и как без вливаний будет функционировать сама власть, непонятно. Я думаю, что если бы власть устранилась от решения этих вопросов, то все бы пошло на самотек и процесс оказания многих услуг нельзя было бы предотвратить, все было бы бесконтрольно. А в части распространения пандемии все было бы намного хуже. Потому что заставить людей сидеть дома и не ходить стричься очень тяжело. Нам очень часто писали, звонили, просили, чтобы мы приняли, но мы, конечно, этого не делали. А представляете, сколько людей принимает на дому? Все бы ушли туда. Я думаю, что это сейчас удобно всем: людям, бизнесу и власти.
Арендодатель у нас очень хороший, когда мы ему позвонили, чтобы просто узнать, будут ли приниматься какие-либо решения, владелец помещения сказал, что ему нужно время подумать и, перезвонив, предоставил нам 50-процентную скидку на аренду.
У нас в салоне проходило совещание губернатора с представителями салонов красоты. После его визита часа через 4 к нам приехала проверка. Все у нас соответствует нормам, штрафов не было, и нам разрешили работать.
Клиентов очень много, салон полный, очень многие люди ждали. Поэтому к открытию накопилось большое количество желающих, сейчас у нас плотная запись надолго вперед.
Финансовых показателей пока хороших не будет, по той причине, что пока салонам красоты разрешили оказывать не все услуги, только парикмахерские. Поэтому в финансовом отношении предвидится спад.
Аноним
- У меня небольшая точка по продаже обуви, и в данный момент я уже начинаю жалеть, что решил сейчас открыться. Все, как положено: закупил антисептик, маски, специальный коврик и даже бахилы. Правда, вот покупателей практически нет, а несколько человек, которые узнали, что обувь нужно мерить в бахилах, покрутили у виска и ушли восвояси. Если честно, я сам до конца не понимаю, как можно мерить обувь на бахилы, ведь нога в них скользит и можно пролететь с размером, как фанера над Парижем. Что же касается прибыли, то ее практически нет - сейчас работаю не в убыток, хотя бы не на нуле. Проработав два дня, я задаюсь вопросом, для чего все это было сделано, если покупатель даже не может прийти в магазин, т.к. его с 22 апреля начали штрафовать на улице, судя по информации СМИ. Видимо, все сделано для галочки.