Ульяновский мастер спорта РФ по спортивному туризму Станислав Кушманцев: «Любая ошибка может стать фатальной»
Корреспондент сайта «Главные новости Ульяновска» поговорил с путешественником о доступности восхождений в горы, а также узнал, почему душевное состояние порой важнее физических данных, что на самом деле покоряют там, под облаками.
Полгода на подготовку
Станислав Иванович вот уже 40 лет ходит в горные походы. Началось всё в автомеханическом техникуме Ульяновска, куда он поступил после окончания школы в рабочем посёлке Майна. В техникуме была секция туризма. И занимающиеся там студенты стали звать в свою компанию Станислава, который играл на гитаре. После первого курса (1979 год) он сходил с ними в два похода на Кавказ – первой и второй категории сложности.
После второго курса и похода на Тянь-Шань (Киргизия) в 1980 году он стал каждый сезон (кроме двух лет в армии — 1981-1983) ходить в горы.
За это время он не раз был на Высоком Алае (Узбекистан); на Тянь-Шане (Киргизия); на Памире (были попытки восхождений на семитысячники); на Кавказе: Эльбрусе (5642 метра), поднимался на одну из самых сложных гор Безенгийской Стены - Шхару (5 068 метров). Хаживал тропами в Татарстане, Башкирии, Урале, Алтае, Астраханской, Калининградской, Пензенской, Самарской, Кемеровской областях, Белоруссии Прибалтики. В последнее время туристы отправляются в походы по родной Ульяновской области.
Этим летом Кушманцев в очередной раз побывал в Дигории (Кавказ, Республика Северная Осетия-Алания).
Как отмечает наш собеседник, к каждому серьёзному восхождению спортивные туристы и альпинисты (себя Станислав Иванович относит к первой категории) готовятся около полугода. Отмечает, что подготовка включает в себя три аспекта.
Станислав Кушманцев
Если человек собирается идти по горному маршруту, то первое, что я у него запрошу, это справку от врача о состоянии здоровья. Если противопоказаний нет, то далее человек должен готовиться к физическим нагрузкам. Придётся нести на себе тяжёлый рюкзак по нескольку часов подряд, значит нужно начинать много ходить, передвигаться вверх-вниз, разрабатывать спину, ноги, суставы, сердце. И заниматься этим каждый день, проявлять волю, ведь в горах усилия, которые мы прилагаем на преодоление трудностей, несоизмеримы с теми, что мы совершаем каждый день в условиях цивилизации. Здорово, конечно, если человек на этапе подготовки приобретет технические навыки: вязать узлы, разобраться со снаряжением, выполнять технические приёмы и так далее.
О силе воли
Не последнюю роль, по словам Станислава Ивановича, играет психологическая подготовка.
Станислав Кушманцев
Во-первых, человек меняет свой распорядок дня, тренировки могут вымотать и желание сойдёт на нет. Если преодолеешь — откроется второе дыхание. Но это только начало. В горах нужно быть готовым к кислородному голоданию — любое восхождение для организма является стрессом. По пути приходится преодолевать прихоти неуправляемой погоды: дождь, буран, мороз; условия «экстремального» быта: жизнь без санузла, горячей воды. Хочешь есть — готовь еду, хочешь спать — ставь палатку. Также необходимо найти общий язык с группой людей, обладающих разным психологическим фоном, разными характерами. Поэтому покоряем мы не горные вершины, а свои собственные привычки и слабости.
Однажды уговорил товарищ взять в лёгкий маршрут приятеля, который ушёл в продолжительный запой из-за некоторых жизненных обстоятельств. После этого похода он воспрянул духом, вернулся к нормальной жизни, нашёл работу, женился.
Не раз становился свидетелем, как физически сильные мужчины теряли самообладание и сходили с маршрута, а хрупкие с виду девушки находили в себе силы и доходили до цели.
Кстати, наш собеседник рассказал о любопытной «классификации» женщин.
Кто совершает горные походы — "баушки", кто "шастает" по крутым маршрутам - тётки, а тех, кто водит группы и занимается с детьми, нежно зовут Матерями. Наш собеседник вспомнил лишь трёх таких дам.
Гляди в оба
Опасных и курьёзных историй за годы походов с Кушманцевым и его единомышленниками происходило немало. Мы попросили вспомнить несколько случаев.
Станислав Кушманцев
Например, в 1983 году участник провалился в трещину. Из-за маски, которая защищала лицо от солнечных ожогов, он не мог сказать нам, что случилось. Виднелась голова над снегом, мы сначала смеяться начали, но потом, когда поняли, что произошло, вытащили его.
В другой раз товарищ задумался и незакреплённую верёвку сбросил с перевала (спустились, достали).
Были и нарушителями границы (зашли в Грузию), но все решилось самым благополучным образом. Это же Грузия!
В 1986 году я был фотографом в походе и задержал группу. Пока мне позировали, на спуске, куда мы через несколько минут должны были спуститься, сошла лавина.
В 1994 году чуть не накрыла ледяная «башня».Я краем глаза увидел опасность и крикнул. Вся связка побежала — я так быстро ещё никогда не бегал. Тогда обошлось - нас накрыло лишь снежно- ледовой волной.
В 2001 году сорвался участник, но успели задержать — остался жив.
В 2016 году, при восхождении на Казбек, в нашу связку ударила молния. Люди остались целы, на ледорубах остались метки...
В горах необходимо быть максимально внимательным, любая ошибка может стать судьбоносной.
Только плати
Конечно, нам стало интересно, дорогое ли это удовольствие — совершить восхождение?
Если покупать всё самому, экстремальный отдых влетит в копеечку. Например, горные ботинки можно найти за 10 — 35 тысяч рублей. Туристские рюкзаки стоят 9 — 50 тысяч рублей. Палатки стоят и 25, и 85 тысяч рублей. А ведь ещё до места восхождения нужно добраться на автомобиле, поезде или самолете. Кроме того, взять еду, медикаменты для аптечки и так далее.
Но неужели у среднестатистического ульяновца нет возможности осуществить мечту и отправиться в горный поход?
Как рассказал Станислав Кушманцев, на самом деле горный туризм был доступен как в советские годы (проблема возникала чаще с проездными билетами), так и сейчас. В наши дни за небольшую сумму (10 000 — 30 000 рублей) организуются восхождения, где предоставляют снаряжение. Ульяновцы могут обратиться в местные туристские клубы, в них есть прокат.
Возраст — не причина сидеть дома
В следующем году Станиславу Ивановичу исполняется 60 лет, но, как он отметил, ходить в горы будет и дальше.
- Знаю людей, которые и в 75 совершают восхождения. Возраст не помешает. Тем более есть спокойные маршруты, - отмечает собеседник.
И, видимо, это будет очередной победой путешественника над собой. Ведь, как он отмечает, многие восхождения можно считать личными победами: любование ли миллиардами звёзд после восхождения ночью в февральскую пургу, превозмогание ли острой зубной боли на высоте, прохождение ли тяжелейших «шестёркок», победа ли с командой в чемпионате России, возрождение ли учебных сборов — всё это достойно внимания и уважения.
Отметим, что сильно путешественника беспокоят глобальные природные изменения, которые очень заметны в горах. В 2021 году даже планируют старты маршрутов сделать более ранними - в июне-июле, чтобы безопаснее можно было проходить маршруты.
В заключении Станислав Кушманцев отметил, что горы — это мания (в хорошем смысле этого слова). Отказаться от них непросто.
Фото: vk.com Станислава Кушманцева