Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

«Врага нельзя недооценивать»: десантник-разведчик вспомнил службу в Афганистане

Корреспондент mosaica.ru встретился с подполковником в отставке Марсом Саяповым

архив героя публикации
архив героя публикации

Они там, где опасно, где нужны высокая боевая выучка и отличная физическая подготовка, самопожертвование, отвага, ум, критическое мышление. Их доблесть, сила, надежность навечно овеяны славой. 2 августа страна отмечает День Воздушно-десантных войск. За свою многолетнюю историю десантники участвовали во многих военных конфликтах, защищая интересы своей страны. В День ВДВ корреспондент сайта «Главные новости Ульяновска» поговорил с подполковником в отставке 64-летним Марсом Саяповым, служившим два года в Афганистане (война длилась с 1979 по 1989 год) начальником разведки 357 гвардейского парашютно-десантного полка.

- Многие считают, что рассказывать о той войне спустя время просто, но это не так. Война есть война, память хранит много тяжёлых моментов, - говорит наш собеседник.

Исполнил мечту

Марс Киямович родился в деревне Амирово Республики Башкортостан. После школы, которую он окончил в 1974 году, хотел поступить в военное училище (многие родственники-мужчины были военными), но не получилось из-за болезни. Тогда юноша уехал в Свердловск (ныне — Екатеринбург) работать на стройку. Параллельно занимался самбо, успел трижды прыгнуть с парашютом. Через год пришло время служить в армии. Марс Саяпов хотел попасть в десантные войска, но не прошёл по росту — не хватило всего одного сантиметра до отборочных 170. Его хотели оставить в спортроте, но он решил испытать судьбу и служить там, куда направят. Так он попал сначала в войска противовоздушной обороны Сухопутных войск. Полгода учебки провёл в Харькове. Учили на оператора радиолокационной станции. После отправили в Польшу, где он прослужил 1,5 года. После увольнения в 1977 году сдал экзамены в Рязанское воздушно-десантное училище. В 1981 году был направлен командиром взвода в 104 воздушно-десантную дивизию, которая стояла тогда в Азербайджане у города Кировабад (ныне - Гянджа). А дальше был Афганистан.

Война не прощает ошибок

Наш собеседник рассказал, как попал на войну.

Марс Саяпов

В 1987 году мне предложили поехать в Афганистан начальником разведки 357 гвардейского парашютно-десантного полка. Я согласился, хотя жена тогда была на 3 месяце беременности. Мы располагались в северо-восточном секторе, наша задача была не пропускать бандформирования в город Кабул и не допускать обстрела. В открытом бою был 12 раз за 2 года.

Я разрабатывал план разведовательно-деверсионных действий. Проводил засады в своем районе на караванных путях, дорогах, по которым передвигались «духи». Необходимо было скрытно добраться до места, уничтожить противника и скрытно уйти. Порой приходилось идти всю ночь, при этом только бронежилет весил 19 кг. 2-3 суток вели наблюдение. А у противника кругом «глаза и уши». При этом в этих боях были раненые, но ни одного погибшего с нашей стороны не было.

По словам Марса Киямовича, в разведке был отборный личный состав — умные и физически крепкие бойцы. Наш собеседник отмечает, что служба подстёгивала всегда учиться.

Марс Саяпов

Противника никогда нельзя недооценивать. Всегда нужно предполагать, чего ожидать от него, что он думает, что может предпринять. От предложений по разведке и ведению боевых действий всегда зависят жизни других людей. Если допустить промах, значит, будут потери. А наш противник был умный и выносливый, хорошо ориентировался в горах и пустыне. «Духи» могли обходиться много дней без воды, есть одну лепешку неделю, они были легче одеты, соответственно, передвигались быстрее.

Сама обстановка учила бойцов выживать, быть внимательными, собранными и реагировать моментально.

Марс Саяпов

Однажды разведывательные подразделения вели огневой бой с бандформированием. Противник начал обстрел крупнокалиберным пулемётом ДШК так, что голову поднять нельзя было. Тут рядовой Потынкин сообразил, что стреляют с минарета и со второго выстрела подствольного гранатомёта уничтожил противника. Рядовой потом был награждён орденом Красной Звезды.

Конечно, порой срабатывал человеческий фактор, и приходилось исправлять собственные ошибки.

Марс Саяпов

Помню, я тогда приехал с отпуска. Мне доложили, что проморгали банду. Выяснилось, что виноваты офицеры. Обычно ночью 1/3 бойцов отдыхала, а остальные вели наблюдение. В тот раз сделали наоборот, и среди дежуривших было много молодых неопытных парней. Один солдат заметил бандитов, но пока он разбудил своих, те проскочили. Так минутная слабость стоила месяца погони за бандой.

В конце марта 1988 года Марс Саяпов в Афганистане получил ранение. Предыстория этого печальна.

Марс Саяпов

Все бойцы распределялись по боевым тройкам. И распределённым составом, так как называемых «преданных», нужно было ходить всегда и везде: хоть есть, хоть в туалет. Один сапёр днём поставил растяжку (противопехотную осколочную мину — прим. авт.), а ночью постеснялся, видимо, позвать с собой своих - в туалет приспичило. В какой-то момент он зацепил свою же растяжку, так как никто не знал, что он туда пошёл, начали прострел. Одна пуля парня зацепила. Когда выяснилось, что произошло, был шок у всех. Прибывшие на место ЧП медики сказали, что есть шанс спасти. Организовали 3 БМП сопровождения и поехали в Кандагар. Ехали с максимальной скоростью, в момент, когда мы подъехали к мосту, его взорвали. Я ехал в первой БМП, которая слетела с 30-метровой высоты. Успел подумать: «Ну, Марс, приплыли!».Очнулся от тарахтения машины. Начали выбираться потихоньку.

Парня тогда не спасли, к сожалению. А сопровождающие получили многочисленные травмы: отбитые внутренние органы, переломы и так далее. У Марса Саяпова была контузия, разбита тазовая кость, компрессионный перелом позвоночника. В шоковом состоянии он доехал до своих, доложил начальству о случившемся, потом потерял сознание. Далее было двухмесячное лечение в госпиталях Кандагара и Кабула. После вернулся в полк, который вывели из Афганистана 7 февраля 1989 года. Тогда же поступил в Академию вооруженных сил им. М. В. Фрунзе (ныне - общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации, город Москва). Обучение завершил в 1993 году. С этого года продолжил службу в 104 гвардейской воздушно-десантной дивизии. Был начальником разведки штаба дивизии. После расформирования дивизии был направлен преподавателем тактики и разведки (кафедра тактики) в Казанский филиал Челябинского танкового института (ныне - Казанское высшее танковое училище). В 2003 году уволился по выслуге лет, занялся предпринимательством, а сейчас находится на заслуженном отдыхе, живёт в Ульяновске, как представитель общественной организации «Боевое братство» встречается с молодёжью, даёт напутствия будущим солдатам перед армией.

Это элита

У каждого рода войск свои заслуги. Но у десантников к физической подготовке добавляется ещё особая моральная сила.

МАрс Саяпов

Мы друг за друга горой. С кем служил и кто жив, общаемся до сих пор. Нас сплотили тяжелые годы службы. Старшие всегда учили, помогали «зелёным». Возьмём во внимание, что и не каждый может прыгать с парашютом (на счету Марса Саяпова 170 прыжков — прим. авт.). Десантники — надёжные и сильные. Если что-то случится, они среагируют первыми. Современные десантники достойно продолжают традиции. Я всем десантникам желаю крепкого здоровья, не забывать про дружбу, боевое братство. Чтобы в трудную минуту всегда протягивали товарищам руку помощи. С праздником!

Редакция сайта "Главные новости Ульяновска" присоединяется к поздравлениям! 

Нет комментариев
Обсудить