Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Писатель Сергей Лукьяненко рассказал о связи с Ульяновском, последнем «Дозоре» и вере в написанное

Корреспондент сайта «Главные новости Ульяновска» пообщался с писателем-фантастом

автора
автора

На днях в Ульяновске прошла творческая встреча с писателем Сергеем Лукьяненко. До начала мероприятия о творчестве с Сергеем Васильевичем поговорили местные журналисты, среди них был и корреспондент mosaica.ru.

Сергей Лукьяненко родился в Каратау (Казахстан) 11 апреля 1968 года. Окончил среднюю школу с золотой медалью, затем поступил на лечебный факультет Архангельской государственной медицинской академии по специальности «врач-терапевт». После прошёл ординатуру по специальности «врач-психиатр».Свой жанр он определяет, как «Фантастику жёсткого действия» или «Фантастику Пути».Помимо большого числа других литературных премий, в 1999 году Сергей Лукьяненко стал самым молодым на нынешний день лауреатом «Аэлиты» — старейшей отечественной премии, присуждаемой за общий вклад в развитие фантастики.Женат, воспитывает троих детей.

Последний «Дозор» почти готов

Отвечая на вопросы, Сергей Лукьяненко рассказал, что к ноябрю планирует дописать последнюю книгу из серии «Дозоров».

- Мне осталось буквально две главы. Думаю, к ноябрю допишу, но в этом году в бумаге, наверное, не успеют опубликовать. Потому что издательство и так стонет, считая, что слишком много публикаций в год – плохо: одна книга начинает наезжать на другую. Сбиваются и финансовые вопросы. Думаю, что в начале следующего года выйдет.


- Говорят, героев экранизации «Дозоров» преследует проклятие...

- «Дозоры» - это большой проект, в котором играло множество людей. Некоторые уже в годах, некоторые со слабым здоровьем. Прошло несколько лет, и они стали уходить из жизни. И стали говорить про какое-то проклятие. Я уверен, что через 100 лет умрут все, кто играл в этих фильмах, и даже те, кто был на премьере. Но не будем говорить, что сработало проклятие (смеётся).

- Многие россияне знают вас именно как автора серии книг «Дозоры». Не обижает ли вас это?

- Меня это не обижает. Артур Конан Дойл всегда обижался и говорил, что Шерлок Холмс - это полная чушь, я вот написал «Подвиги бригадира Жерара» — вот это великое произведение. Но все почему-то до сих пор читают рассказы про Холмса, а остальные книги идут в довесок. И я не считаю, что «Дозоры» - это мои лучшие книги, но так вышло, что цикл стал самым популярным. Это данность.

- Вы сами верите в те миры, которые создаёте?

- Я обязан в них верить, пока о них пишу. Когда я это делаю, я верю в вампиров, инопланетян, злобные заговоры, тайные пророчества, космические корабли. Но если я закрою файл, пойду пить чай и буду беспокоиться о том, не заберется ли ко мне в окно вампир, то, наверное, будет пора вспоминать первую специальность и лечить себя самого. 

- А если читатели поверят?

- Значит, читатель готов поверить в любую ерунду! У нас некоторые телеканалы справляются с этим отлично. Писатели-фантасты вносят меньший вклад.

- Обилие фантастики на полках книжных магазинов — это не уход от реальности?

- Фантастика может быть социальной, злободневной. Это не уход от реальности. Но если студент Вася попал в мир эльфов, потом он с русалками встретился, а потом выступил против орков - это уход от реальности.

Сначала писал плохо

Сергей Лукьяненко рассказал о даре и писательских тренировках.

- Можно учиться, тренироваться, но у меня есть ощущение, что изначально к этому должна быть способность. Есть много людей, которые пишут сотни книг и так и остаются графоманами. Это как способность к музыке, рисованию или любая другая творческая способность, но свои первые произведения оцениваю с большой иронией. Я недавно открыл рукописные тетрадки, где были записаны первые повести и понял, что если бы ко мне подошёл молодой человек и показал это, я бы ему сказал не морочить голову ни себе, ни другим: у вас ничего не получится. То есть изначально было плохо у меня, но я не понимал этого. Примерно год-полтора я набивал руку в большой форме. В рассказах иногда получалось сразу.

- А спустя время, какой жанр ближе?

- Рассказы писать одновременно и легче, и труднее. Легче, потому что он пишется на настроении и эмоциях. Ты выложился, и если все сделал правильно, у тебя получился хороший рассказ. А роман в любом случае пишется долго. Это может быть несколько месяцев, год. Некоторые пишут романы годами. Для этого помимо способности нужно иметь некую усидчивость, терпение, понимание того, что этим делом ты будешь заниматься несколько месяцев или даже лет.

- Самую лучшую книгу вы уже написали?

- Самая лучшая - это та, которую я пишу сейчас. Она называется «Месяц за Рубиконом».

- Как вы относитесь к экранизациям?

- Экранизировать можно всё. Но есть вещи, которые экранизируются легко, а есть книги, построенные на игре слов, на диалоге автора и читателя, на авторской речи, их практически нереально экранизировать.

- Как отнесётесь к тому, что если вас объявят казахским писателем?

- Писателя определяет язык. Можно родиться и жить, где угодно, но если ты пишешь на русском языке, то ты - русский писатель. Это важный принцип. Я — российский писатель казахстанского происхождения.

- На сегодняшний день кроме тиража издания что является показателем успешности писателя?

- Тиражи, переводы определяют все. Если ты пишешь книги, хорошие книги, но их никто не читает, то ты не выполняешь основную функцию писателя - давать людям возможность чтения. Возможно, ты и гений, но пишешь только для себя, ты не массовый автор. Помимо тиража важна цитируемость.

В Ульяновск приезжал в течение 6 лет

Сергей Лукьяненко рассказал о том, что приезжал в Ульяновск, пока здесь жили его родители и брат.

- Родители и брат переехать из Казахстана в Москву не смогли, 6 лет жили в Ульяновске, здесь живут у нас родственники, которые тоже когда-то переехали. Но когда у меня возникла возможность помочь семье с переездом в Москву, я это сделал. Сейчас мне кажется, в городе стало лучше с дорогами и мостами. Потому что у меня родители тогда жили в Заволжском районеи проблема с мостом была очень острая. Сейчас, я так понимаю, появился второй мост. По моим ощущения, город стал более обновленным.

«Захожу в книгу с героем»

На встрече с писателем ульяновцы задавали самые разные вопросы.

Одна девушка спросила, какие советы начинающим писателям именитый писатель мог бы дать.

Лукьяненко в первую очередь отметил: не можете писать — не пишите.

- Но если чувствуете, что это ваше, то пишите о том, что знаете хорошо, либо пишите о том, чего не знает никто. Герои должны быть в той среде, которую вы знаете, ведь читатель быстро понимает, хорошо ли разбираетесь в том, о чём пишите. Если пишите о том, о чём не знают другие, то тут можно расписать жизнь на других планетах, про эльфов в потаенном лесу. Тут вы — царь и бог, никто не скажет: так не бывает. Ведь вы можете сказать: в моём мире так бывает.

Сергей Лукьяненко отметил, что издательства выбирают, что публиковать: конкуренция большая. Но если есть потребность в читательском отзыве, то можно обратиться к специальным сайтам.

Кроме того, писатель должен быть готов к поклонникам, которые будут ждать новых творений, но будут и те, кто откровенно будет писать гадости.

- Нельзя верить ни слишком большой похвале, ни слишком большой ругани, - сказал Сергей Васильевич.

Далее у гостя Ульяновска поинтересовались, какие герои на большом экране получились лучше всего.

- На мой взгляд, Гесер (Владимир Меньшов) хорошо сыгран, Светлана (Мария Порошина) - более-менее, «Тигрёнок» - прекрасно. Городецкий не такой, как в книге, хотя Константин Хабенский - прекрасный актёр. Вообще «Дозоры» вижу телесериальным проектом. Ещё хотел бы экранизацию «Спектра» - это хорошая книга. И последний проект - цикл «Измененные» («Семь дней до Мегиддо», «Три дня Индиго, «Месяц за Рубиконом»).

Также он отметил, что некоторые писатели пишут план будущего произведения и по нему работают. Бывает, пишут кусками, но он так не может, всегда «заходит в книгу с героем и с ним выходит», то есть не знает, каким будет финал.

А некоторые места отписывает по картам из интернета. Бывает так, что ощущения от какого-то города могут быть отображены в книге, как описание совершенно инопланетного места.

Писательство требует отдыха, таких моментов очень ждёт его супруга.

- Мой отдых - чтение, компьютерные игры, кино, поездки. Если текст не идёт, я подхожу к жене и узнаю, что нужно делать по дому. А она отвечает: «Ну наконец-то, я тебя уже столько просила». Обязательно нужно дверную ручку починить, повесить картину и так далее. Всегда найдётся, чем заняться.

Нет комментариев
Обсудить