ММВБ: $75,77 €86,89
Опубликовано: в 09:36  

Митрополит Лонгин: «Рождество – глубоко семейный праздник»

Фото: Симбирская митрополия

Он приносит радость

Сегодня, 7 января, православные ульяновцы отмечают один из главных праздников – Рождество Христово. И у многих душа наполняется чувством покоя, а сердце согревает надежда, что жизнь, несмотря ни на что, будет светлой. В преддверии праздника Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин рассказал корреспонденту mosaica.ru об итогах года, духовном богатстве, молодёжи и фотокамерах на службах.

Владыка, какие можете отметить наиболее значимые события 2021 года?

На наши итоги года, как и у всех, повлияла эпидемиологическая обстановка. Но за всё сделанное мы благодарим Бога. Самое значимое — то, что Церковь, несмотря ни на что, живет, совершаются богослужения, люди (в том числе и новые) приходят в храм, хоть и в несколько меньшем количестве, чем до пандемии.

Отрадно, что в 2021 году нам удалось наладить регулярное сотрудничество с больницами. Теперь у каждого человека, который хотел бы видеть священника - а это бывает в том числе и в «красной зоне» - есть такая возможность. Сначала это вызывало некоторые проблемы, сейчас все вопросы решены.

В прошлом году было освящено 2 новых храма – Рождества Христова в селе Усть-Урень Карсунского района и Архангела Михаила в селе Вязовка Майнского района. В 2021 году там были завершены строительные работы. Нельзя сказать, что строительство шло большими темпами, но в нынешние времена мы и за это благодарим Бога.

Долгие годы сохранялась спорная ситуация с храмом Александра Невского в Ульяновске. В минувшем году строительство было начато, в начале декабря совершен чин основания храма (первое общественное богослужение на его фундаменте). У нас амбициозные планы на этот год: закончить общестроительные работы и начать отделку. Для Симбирска это серьёзный проект, который требует большого сосредоточения сил. Финансами нам помогают благотворители: местные учреждения, предприятия, обычные прихожане и наши московские друзья, члены Ульяновского землячества.

В настоящее время в Симбирской епархии — 123 действующих прихода, в том числе 5 архиерейских и 1 монастырское подворье.
Действуют 2 женских монастыря. Из общего числа приходов юридическую регистрацию имеют 101 приход, в т.ч. монастыри.
Незарегистрированных приходов – 27, из них 3 больничных, 3 при учебных заведениях, 3 тюремных (+ 1 в стадии строительства).
Из общего числа приходов: военных – 2; больничных – 7; тюремных – 3; при кладбище – 2. Кроме того, на территории епархии 23 часовни, 4 молельные комнаты и 2 молельных дома.
Храм в честь Архистратига Михаила в с. Вязовка Майнского района

А как часто помогают меценаты?

Это совершенно непредсказуемо. Бывает, что Господь посылает человека, который приходит и спрашивает о нуждах храма. Недавно один настоятель мне рассказывал, что требовался миллион рублей на ремонт храма. Неожиданно в церковь пришёл незнакомый мужчина, который спросил, может ли он помочь чем-то. Узнав о нужде, передал необходимую сумму. Есть люди, которые регулярно помогают Церкви, и мы благодарны им. Например, Игорь Любченков, Михаил Урясов.

Вы больше года на Симбирской земле. Со всеми районами познакомились? Какие проблемы существуют на селе?

Город уже более-менее знаю, много по нему хожу. Объездил все храмы епархии и почти всю область, Карсун с Майной не путаю (улыбается – прим.авт.). В ходе поездок мы даже нашли несколько молитвенных помещений, которые нигде, в том числе и в епархии, не были зарегистрированы.

Проблемы церковной жизни везде одинаковы, но в нашей области особенно остро ощущается нехватка священнослужителей. Сельские храмы сегодня не могут полноценно содержать священника, поэтому приходится поручать одному батюшке окормление 2-3 храмов. И пока нет возможности всех обеспечить жильём, поэтому часто священник на службу в село приезжает из города.

И самая тяжелая проблема – отсутствие возможностей для подготовки собственных кадров: здесь нет ни духовного училища, ни семинарии. Это затрудняет епархиальную жизнь. Можно сказать, что изменение этой ситуации – основная цель, которую я перед собой ставлю.

Есть и другие проблемы, которые мы пытаемся решать, исходя из наших скромных возможностей. Надеемся, что системный подход нам поможет. Например, храмы должны быть открыты всю неделю, а не только в воскресенье.

Знаю, что любите собирать грибы. В каких районах бывали на «тихой охоте»?

У меня плотный график. Редко удаётся выехать по грибы. В прошлом году только один раз съездил в Майнский район, когда пошли опята.

С чем обращаются прихожане?

С вопросами о богослужениях, об отношениях со священниками. Есть несколько обращений по вопросам строительства новых храмов.

Когда будет завершено строительство храма на Нижней Террасе?

На Нижней Террасе храм планируем достроить, но в ближайшее время вряд ли это удастся.

Что значит быть духовно богатым человеком?

Духовно богатый человек старается свою жизнь построить по евангельским заповедям: живет как Бог велит, а не как ему хочется. Это человек, который приобрёл плоды Святого Духа. Их называет апостол Павел: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Такие качества должен приобрести верующий человек. Но только никогда нельзя называть духовно богатым самого себя. Как только человек сделает это – эти добрые качества сразу теряются. Вообще лучше не оценивать людей. А если вы видите в человеке качества, которые вас привлекают, то лучше пробовать ему подражать.

Много ли молодёжи среди прихожан?

Молодёжь всегда есть. Я бы сказал, что сейчас очень мало пожилых. До сих пор у журналистов и людей, далёких от Церкви, бытует мнение, что в храм ходят одни старушки. Ничего подобного! Так было во времена моей юности, когда в храм ходили те, кто с детства воспитывался в вере. Сейчас же пожилые люди – это поколение 40-50-х годов XX века, бывшие комсомольцы. Они чаще всего в церковь не ходят. В наших храмах в подавляющем большинстве люди среднего возраста. Но, повторюсь, есть и молодёжь. Когда служу, вижу много молодых людей, подростков. В советские годы атеисты говорили: «Ваши старухи помрут, и в церковь ходить будет некому». Но проходили десятилетия, а храмы не пустели – на место ушедших в мир иной прихожан заступали другие. Дело в том, что в разные этапы жизни у человека разные приоритеты. В молодости вера в Бога и хождение в храм чаще всего, увы, приоритетом не является. Человек начинает задумываться об этом, когда обожжётся на экспериментах юности и поумнеет, когда у него возникают сложные вопросы о смысле жизни, о своём существовании. Тогда он более внимательно начинает смотреть вокруг себя – и видит Бога, узнаёт, что есть духовная жизнь. Тогда он и начинает осознанно ходить в храм.

С чего начать человеку, у которого появилось такое осознание?

Есть проверенный способ – начать читать книги. Чтобы понять, что такое Церковь, надо прочитать Евангелие, Новый Завет.

Потом нужно научиться молитве. Надо понимать, что Бог – это Личность. Ты стоишь перед Ним и обращаешься к Нему. Каждому человеку есть, что сказать Богу, о чём Его попросить, на что пожаловаться и за что поблагодарить.

Потом можно обратиться к молитвослову, молитвы которого составлены святыми людьми и настраивают на правильные чувства к Богу. Есть много интересных книг, которые раскрывают, как жить согласно своей вере. Например, «Что такое духовная жизнь и как на неё настроиться» святителя Феофана Затворника; «Письма о духовной жизни» игумена Никона (Воробьёва); «Душеполезные поучения» аввы Дорофея. Множество полезной информации о Церкви, о богослужении сегодня можно найти в интернете.

И, кроме теоретических познаний, надо делать практические шаги: начинать ходить в церковь, привыкать к ней, подготовиться к исповеди, причаститься.

Евангелие, Священное Писание — это те книги, которые читаются всю жизнь.

Сегодня в социальных сетях появятся фотографии с рождественских служб в храмах. Как относитесь к съёмкам?

Сейчас всё так изменилось в нашей жизни. Ещё 15 лет назад прихожанина с телефоном одёрнули бы, сделали замечание. Сейчас, когда я поворачиваюсь к народу, чтобы что-то сказать, я вижу «лес» смартфонов. Это до сих пор несколько непривычно, но в целом отношусь нейтрально.

Огорчает ли, что многие забудут дорогу к храму до следующего праздника?

Если человек пришёл в храм в праздник, то он молодец. Каждый, кто сегодня соблюдает посты, исповедуется, причащается, тоже когда-то пришёл в храм в первый раз. 99% прихожан не получили знаний о Боге в своей семье. Поэтому хорошо, когда человек, пусть даже неосознанно, приходит в церковь. Даст Бог, этот порыв со временем выльется во что-то более серьёзное.

Некоторые до сих пор гадают под Рождество, да и по другим поводам тоже. Искоренить в людях желание узнать будущее невозможно?

Очень печально, что подобного рода информация, симпатия к язычеству, оккультизму активно насаждается некоторыми СМИ. Для христианина это неприемлемо и недостойно. Ничего доброго в этом нет. Господь предусмотрительно скрыл от нас наше будущее. Во что превратилась бы наша жизнь, если бы каждый из нас знал его на ближайшие несколько лет? Гадания – это попытки взломать дверь в иной мир, которая премудро закрыта от человека Богом.

Что пожелаете ульяновцам в этот добрый праздник?

Прежде всего, я хотел бы пожелать всем семейного счастья. На самом деле именно Рождество – добрый глубоко семейный праздник, а не Новый год, который большевики пытались сделать заменой Рождеству. От души желаю здоровья, сейчас это самое актуальное. И с терпением переносить испытания, которые есть в нашей жизни.

Фото: Симбирская митрополия


Просмотров: 1437  

comments powered by HyperComments