Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Проживают жизнь, сколько бы её ни осталось: мифы и реальность ульяновского хосписа

Корреспондент mosaica.ru побывала в специализированном учреждении

автора
автора

«Если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь», - гласит одно из правил ульяновского хосписа. Здесь не каждый сможет работать: пациентами становятся те, кого уже не вылечат врачи. Те, кто скоро уйдёт в мир иной. Эта мысль порождает гнев, который выплёскивается на мир, окружающих, человек винит близких или полностью закрывается от родных и не хочет принимать никакую помощь. И к этому спектру эмоций добавляется боль физическая. Корреспондент mosaica.ru выяснила, как помогают ульяновцам в хосписе, какие есть мифы и какова реальность, как специалисты не выгорают, становясь каждый день свидетелями человеческого горя.

Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи» только в 2019 году. А в Ульяновске хоспис существует с 1994 года, то есть почти 30 лет! Тогда в Ульяновске в филиале МГУ на медицинском факультете работали неравнодушные люди: профессор Олег Модников и заслуженный врач РФ Тофик Биктимиров, которые понимали, что финальный отрезок жизни человека не охвачен заботой и поддержкой, поэтому они изучили опыт зарубежных стран и создали хоспис.

Мифы о хосписе

Кто никогда не сталкивался с паллиативной службой, считает, что в хоспис едут умирать или это как интернат с пожизненным содержанием.

Так ли это, рассказала главный врач Ирина Елистратова.

Ирина Елистратова

главный врач хосписа

Люди, когда узнают о смертельном диагнозе, начинают думать только о своей болезни, они замыкаются в себе, считают, что из-за болезни они никому не нужны. Стараются отгородиться от родственников. Либо начинают выплёскивать эмоции на окружающих. У близких возникает комплекс вины, но душевного общения нет.

Наша задача – поддержать и помочь пациентам: болезнь нельзя остановить, но остаток жизни можно прожить достойно. Убираем болезненные симптомы, боремся с депрессией. У нас есть квалифицированный хороший психолог, который работает с людьми в группах и индивидуально. И наши пациенты начинают переосмысливать свою жизнь, появляются другие ценности, находятся новые смыслы: кто-то меняет нелюбимую работу и увлекается тем, что действительно всегда было интересно; кто-то покупает дачу и занимается цветоводством и так далее.

Собеседница рассказывает, что у специалистов нет цели забрать тяжело больного человека из семьи.

Ирина Елистратова

главный врач хосписа

В стационаре пациентов может быть не больше 35, их возраст от 18 и старше. При этом после окончания лечения они выписываются домой.

Когда поступает заявка, выезжает врач по паллиативной медицинской помощи, патронажная сестра, психолог. Есть два оснащённых оборудованием автомобиля. На месте смотрят, в чём ситуация, как можно помочь семье. Потом патронажная сестра находится на постоянной связи с семьёй. Учит, как правильно кормить, перестилать постель, ставить укол и так далее. Плюс оказывается медикаментозная поддержка.

Выездная патронажная служба обслуживает весь город и прилегающие районы. Между сёстрами территория города распределена на участки, которые они курируют и наблюдают за всеми пациентами, сколько бы их на нём ни было: 50 или 150. Патронажная медицинская сестра не только посещает пациентов, но также регулярно обзванивает больных, узнаёт о самочувствии, изменениях.

Мы работаем и с родственниками, ведь боль утраты очень тяжела.

Пора на выезд

В стенах хосписа создают и восстанавливают семьи

К сожалению, чудодейственного лекарства от смертельных недугов в хосписе нет, люди спустя время умирают от рака или, больше не восстановившись, от инсульта. Последний отрезок жизни больного должен сплотить вокруг него семью, как никогда, считает Ирина Николаевна.

И такие примеры, конечно же, есть.

Ирина Елистратова

главный врач хосписа

В хосписе дважды играли свадьбы. Одна пара была очень молодой. Девушка заболела и буквально таяла на глазах. Когда они приехали в хоспис, психолог поработала с ней, родственниками, её молодым человеком: все принимали лечение и отказывались верить, что выздоровление невозможно. Потом молодой мужчина принял решение жениться, надеясь, что создание семьи поможет преодолеть болезнь. Здесь была настоящая церемония бракосочетания, у невесты белое платье. Они в этот день были счастливы, всё было так, как полагается. Но спустя время, к сожалению, девушка умерла.

Вторую свадьбу сыграли мужчина и женщина, им было ближе к 40 лет. Заболела женщина, шансов на выздоровление не было — рак. Они жили вместе долгое время, но официально отношения не регистрировали, хотя родились 2 дочки. У нас они решили провести торжественную регистрацию. Все родственники ждали этого события... Женщина ушла в мир иной абсолютно счастливой.

Собеседница также рассказала, что однажды доставили мужчину в плохом состоянии. Он отказывался от еды. Но потом «оттаял», самочувствие его улучшилось, и он позвонил женщине. Оказалось, что у них были романтические отношения, но потом они расстались. И он решил с ней увидеться. Общими усилиями врачи подготовили его к встрече: нашли рубашку, костюм. В итоге отношения удалось восстановить, женщина пришла его забирать вместе с дочкой-школьницей. Потом они переехали в другой город.

Была в хосписе пациентка, которая говорила, что у неё нет близких. Психолог смогла её разговорить и, оказалось, что в других городах живут две сестры, но они были в ссоре. Врачи связались с ними, объяснили ситуацию. Женщины позвонили сестре, помирились и приехали в Ульяновск вместе с детьми. Женщина была очень счастлива, ещё полгода она прожила, радуясь восстановлению с близкими.

«Все удивлялись, что лечусь в хосписе»

Пациенткой хосписа является 49-летняя Оксана. В 2015 году у неё обнаружили рак молочной железы. Женщина перенесла операцию, лучевую терапию и химиотерапию. Осталась боль, которая мешает жить. В 2017 году она узнала, что помощь с подобными диагнозами оказывают в хосписе. И пришла, хотя знакомые крутили у виска, мол, других больниц нет? Но в других больницах Оксана была, а боль не прошла.

Оксана

Я всегда была активной, деятельной, у меня два высших образования, всегда стремилась узнавать что-то новое. Когда пришла болезнь, был очень сильный стресс, жизнь поделилась на 2 части: до и после. Всё переворачивается, начинаешь иными глазами смотреть на мир, появляется пессимизм. Возникают классические вопросы: почему я, за что? Ты сидишь дома, и начинается истерика, думаешь, что сходишь с ума. И порой стыдно говорить о болезни, ведь я занималась йогой, не курила, не пила алкоголь, то есть вела здоровый образ жизни, но оказалась на краю. Но я все эти вопросы и тревоги уже проработала с психологом. Надежды нет, но есть жизнь.

Я сюда попала как в семью: отношение доброе и тёплое. Мне подобрали препараты, и прошли боли. Теперь прохожу лечение курсами. Я сейчас нахожусь в нормальной форме, могу работать (третья группа инвалидности), пою на клиросе - это моя отдушина. У меня взрослый сын, живы родители, они поддерживают меня всегда. Есть кошки, собаки, в деревне люблю работать на земле.

Отрадно, что есть профессионалы, которые помогают нам, ведь не скажешь близким всю правду о своей боли, чтобы не расстраивать их ещё больше.

Работа не для всех

Постоянно трудятся в хосписе 73 сотрудника: врачи паллиативной медицины, есть средний и младший медицинский персонал. Привлекают в качестве консультантов ещё и онкологов, неврологов, хирургов, анестезиологов-реаниматологов.

И, конечно, психолог в хосписе - незаменимый специалист, так как он постоянно проводит беседы не только с пациентами, родственниками, но и с сотрудниками хосписа, прорабатывают эмоциональное выгорание. Кроме того, здесь все друг друга поддерживают - иначе никак.

Ирина Елистратова рассказывает, что работать здесь может не каждый. Все специалисты проходят определённый отбор. Прежде чем принять на работу человека, к нему присматриваются несколько дней. Желающий трудиться должен понимать, что не всегда получит явную благодарность от пациентов и вылечить их не получится. В хоспис приходят те, кто хочет помочь людям справиться с болью.

Ирина Елистратова

главный врач хосписа

Наши сотрудники понимают, что чувствует человек по выражению лица, по позе, в которой он сидит или лежит, по интонации его голоса. Мы не спрашиваем, что болит. Мы замечаем цветы и детские поделки на прикроватной тумбочке, говорим на интересующие человека темы. О боли они говорят сами.

Специалисты хосписа

Главврач отмечает, что дефицита в чём-либо в хосписе нет. Но было бы здорово, чтобы паллиативная служба стала мультифункциональной.

Ирина Елистратова

главный врач хосписа

Мы должны создать некую службу заботы, где можно получить комплексную поддержку. Мы к этому стремимся. Например, предоставляем социальную передышку родственникам больного: можем поместить его в хоспис на месяц. Также передаём на время различное оборудование на дом, например, ходунки, откашливатель и даже портативный аппарат ИВЛ.

В завершение беседы Ирина Елистратова отметила, что ежегодно под патронажем хосписа находится порядка 10 тысяч пациентов. Цифры пугают. Поэтому врач напомнила, как важно не ослаблять своё здоровье вредными привычками, проходить медицинские осмотры вовремя, ведь часто мы тянем до последнего, а потом оказывается, что помочь уже ничем нельзя.

Нет комментариев
Обсудить