Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Маленькие молчуны: ульяновский логопед рассказала, почему ребенок начинает поздно говорить

Все чаще родители сталкиваются с проблемой, что их малыш долго не разговаривает. А когда остается всего год до школы и вместо предложений ребенок изъясняется непонятным набором звуков, родители спохватываются и начинают бегать по специалистам. О том, как можно предупредить проблемы речевого развития и когда стоит обращаться за помощью к специалисту, рассказала учитель-логопед в детском саду №258 Наталья Владимировна Шмакова.

Наталья Владимировна более 27 лет работает с детьми раннего и дошкольного возраста, особое внимание уделяет детям с ограниченными возможностями здоровья.  В своей статье «Подходы к проблеме взаимодействия логопеда с родителями детей, имеющими риск возникновения нарушений речи», которая была удостоена диплома первой степени во всероссийском конкурсе, Наталья Шмакова описала опыт работы с родителями воспитанников с нарушениями речи.

Всем ли детям нужен логопед?

– Конечно же, не всем детям нужен логопед. Но практически всем родителям нужна консультация такого специалиста.

С какими речевыми нарушениями у детей вы чаще встречаетесь?

– В основном это неправильное произношение, замена или перестановка звуков. Кроме того, много детей с нарушением фонематического восприятия, это когда ребята не различают на слух звуки.

У нас растет молчаливое поколение. Дети не получают достаточного общения с родителями. Часто наблюдаю, что, идя в детский сад, мама или папа смотрят в телефон и молча ведут ребенка за руку. А ведь даже за этот короткий промежуток можно поговорить о времени года, спросить, какого цвета листочки.

Есть ли какие-то нормы и стандарты, по которым логопеды оценивают ребенка?

– Я все время говорю, что и в год, и в два у ребенка должна быть речь. Сначала это простые слова: мама, папа, дай. Потом короткие предложения. Если ребенку три года, а он молчит, мы бьем тревогу. Но я часто наблюдаю обратное. Бывает, что родители говорят, у нас папа или мама поздно заговорили, а сейчас все в порядке. Это легкомысленное суждение.

Расскажите, как родители могут помочь ребенку заговорить.

– Для этого нужно то, чего больше всего не хватает родителям, это – время. Общаясь со своим чадом, важно не просто разговаривать, а демонстрировать образец  правильной речи. Второй момент: всегда говорить спокойным голосом, проговаривая слова, чтобы они не сливались.

Хочу предостеречь родителей от сюсюканья с детьми. Как бы ни хотелось умилиться на своего малыша, нужно все-таки показывать образец правильной речи.

Детям до 5 лет не рекомендуется смотреть на экраны. Но если все же решили посмотреть мультфильм, то обязательно вместе с родителями. А после просмотра обсудить главных героев, чтобы был эффект педагогического воздействия.

Пусть не всегда родители могут научить ребенка разговаривать, есть индивидуальные особенности, но все же они должны сделать все, что зависит именно от них.

Какие приемы для занятий по развитию речи посоветуете родителям?

– Нужно помнить, что занятие проходит гораздо интереснее в игровой форме с включением сюрпризных моментов.

 Дети  3-4 лет верят в чудеса и волшебные персонажи. Ребятам постарше создаем другую мотивацию для выполнения заданий, например необходимость кому-то помочь. Не забудьте поощрить ребенка, например наградите звездочкой.

Пальчиковую гимнастику малышам проводят под веселые стишки и потешки. Для детей постарше рекомендую мячик су-джок. Прокатывая в руках колючий шар, также проговариваем стишки.

Если говорить о применении артикуляционной гимнастики, то я рекомендую родителям не только показывать упражнения на себе, но также посмотреть картинку, как это же упражнение выполняет какой-то любимый персонаж.

Настя Соколова

Фото предоставлено спикером

Нет комментариев
Обсудить