Призрачные автобусы: Перевозчик Ульяновской области ПАТП-1 балансирует на грани банкротства
Убытки автотранспортного предприятия составляют более 89 миллионов рублей.
Государственное автобусное предприятие ПАТП-1 давно работает в убыток и полностью зависит от субсидий. Оно обслуживает в основном нерентабельные маршруты, за которые не берутся частники (80% пассажирских перевозок в Ульяновске выполняют частные перевозчики). Ежегодно государственному предприятию обещают развитие, но на сегодняшний день происходящее скорее можно назвать угасанием.
К слову, в сентябре прошлого года налоговая служба подала заявление о банкротстве предприятия. Несмотря на отказ истцу во введении процедуры наблюдения, ПАТП-1 все еще находится на грани банкротства.
О том, что финансовое положение предприятия «остается сложным», а также «сохраняется угроза банкротства», подтвердили аудиторы Счетной палаты Ульяновской области.
Убыточные автобусы
Напомним, Счетная палата провела проверку финансового состояния ПАТП-1 за 2022 год и первое полугодие 2023 года и обнародовала данные. На каждом городском рейсе ПАТП-1 теряет огромные деньги – до 4,4 тысячи рублей за одну поездку.
За 9 месяцев 2023 года убыток составил почти 90 миллионов рублей, и это с учетом того, что предприятие получило субсидии и субвенции в общей сумме 137,9 миллиона рублей из городского и областного бюджетов. Кроме того, задолженность по кредитам и лизингу значительно возросла, а из-за простоя части автобусов предприятие потеряло более 23 миллионов рублей.
Очередная перезагрузка
В областной Счетной палате отметили необходимость разработать антикризисную программу для ПАТП-1 на 2024–2025 годы. Основная цель – снизить себестоимость маршрутов и убыточность рейсов, в первую очередь за счет увеличения числа перевозимых пассажиров.
В министерстве транспорта Ульяновской области готовят план по спасению ПАТП-1.
Внедрение цифровых сервисов для отслеживания пассажиропотока;
Изменение графика движения автобусов в соответствии с потребностями пассажиров;
Использование более крупных автобусов в часы пик;
Совмещение обязанностей персонала инженерно-технических работников на предприятии для сокращения расходов.
Доходы за год составили 207,3 млн рублей, что на 174,8% больше, чем годом раньше.
Всего за год было перевезено 4 миллиона 800 тысяч человек.
Предприятие обслуживает 37 маршрутов по региону, включая 15 маршрутов в самом Ульяновске.
Было закуплено 50 автобусов среднего класса марки «Симаз», которые поставлены на маршруты в городе.
АО «ПАТП-1» взяло на себя обслуживание регулярных маршрутов №28 и 59, так как частные перевозчики отказались их обслуживать из-за низкой прибыльности и невыполнения требований муниципального заказчика.
Государственные или частные – проблемы одинаковые
Несмотря на то, что для ПАТП-1 были приобретены новые комфортабельные автобусы, ситуация по-прежнему остается острой и злободневной. Это – толпы людей, которые не могут сесть на автобус или маршрутку, на остановках в часы пик. При этом одинаково плохо ходят как частные, так и государственные маршруты.
– Власти, мягко говоря, не торопятся с этим что-то делать, – жалуется жительница микрорайона Ипподром, многодетная мама Татьяна. – Даже наоборот, будто количество транспорта в последние несколько лет сильно сократилось. Мы живем в таком районе, где, можно сказать, ходит только один маршрут №56. Есть еще автобус №59, но он совсем призрачный, крайне редко его вижу. Недавно в пятницу вечером возвращалась из Нового города. До остановки «Телецентр» доехала на двух маршрутках. Затем стала ждать трамвай. Судя по ГЛОНАСС, должны были приехать два трамвая, №4 и №15, но по факту не дождалась ни одного. Маршруток вовсе не было в 9 вечера. Пришлось добираться на такси до дома.
– Если в городе снег или дождь, нереально уехать на любом виде транспорта, – рассказывает жительница Ленинского района Лилия. – Бывали случаи, когда приходилось идти несколько километров, потому что ничего не работало. Больше всего раздражает постоянная загруженность транспорта, когда не можешь влезть в маршрутку. Думала, что на новогодние каникулы будем спокойнее ездить. Но какой там! Маршруток стало еще меньше, утром и вечером также битком. С сыном ехали в центр, оплатила за два места. Когда народу стало много, водитель кричит мне, чтобы на руки взяла ребенка. Так ему девять лет, куда я его возьму. Но его это мало волнует, главное – побольше людей набить.
– Регулярно езжу на маршрутках №55 и 96, – рассказывает жительница микрорайона Репина Елена, – тесных и переполненных, особенно утром, что нельзя пошевелиться, несущихся на красный свет, с замерзшими окнами, что не видно остановки. Очень страшно ездить с двумя маленькими детьми, притом что младший на руках. Водители начинают движение раньше, чем закрывается дверь. Сесть, конечно же, не успеваем. В итоге втроем летим в конец транспорта.
– Каждый раз, как ударяют морозы, маршрутки, автобусы в Ульяновске как будто перестают существовать, – с негодованием делится житель Нового города, пенсионер Борис Сибгатуллович. – И если в центре это еще терпимо, то уехать из отдаленных районов становится практически невозможно. Кроме того, очень опасно ездить. Водители одновременно управляют транспортом, берут деньги за проезд, так еще по телефону умудряются разговаривать.
фото: Mosaica.ru