Заводы, эвакуированные в Ульяновск, работают до сих пор
Некоторые предприятия, перевезённые в Ульяновск в годы Великой Отечественной войны, продолжают работать и вносят вклад в экономику региона. В преддверии Дня Победы по архивным материалам мы вспомнили, сколько заводов и организаций было эвакуировано в наш город.
Ульяновск — центр эвакуации
Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 16 августа 1941 года Ульяновск стал одним из ключевых пунктов размещения промышленных предприятий, эвакуированных из прифронтовых территорий.
В 1941–1942 годах сюда прибыли 28 организаций и госучреждений союзного значения, а также 15 крупных предприятий из разных отраслей промышленности.
Первое эвакуированное предприятие
Первой в Ульяновск перевезли чулочно-трикотажную фабрику им. КИМ из Витебска. Оборудование и 352 работника разместили в здании бывшей Ильинской церкви на улице Советской, а производственные цеха распределили по всему городу.
В военные годы фабрика выпускала чулочно-носочные изделия, свитера, нижнее бельё, пряжу и вату.
По словам бывшей работницы фабрики Евдокии Мастыковой, в швейном цехе стояла печь-голландка, которая не могла его обогреть. Было очень холодно, руки замерзали, но мы работали по 12 часов в сутки, а при срочных заказах и вовсе не уходили из цеха. Шили для фронта бельё, телогрейки, погоны.
Сегодня это предприятие известно как фабрика «Русь».
Автомобилестроение: от «ЗИС-5» до УАЗ
На базе эвакуированного оборудования Московского автозавода в Ульяновске появились два предприятия:
- Завод малолитражных двигателей (сентябрь 1944 года),
- Ульяновский автомобильный завод.
Это было крупнейшее эвакуированное предприятие в городе. Оно выпускало грузовики «ЗИС-5», двигатели «Л-312», запчасти для автомобилей, трёхосные вездеходы «Студебекер-ЮС6−62» (из американских деталей по ленд-лизу).
Патроны для фронта: завод им. Володарского
Помимо эвакуированных предприятий, в Ульяновске уже работал патронный завод им. Володарского, который производил треть всех советских патронов для фронта. Его усилили другими эвакуированными предприятиями.
Здесь изготавливали боеприпасы для:
- пистолетов-пулемётов Шпагина (ППШ),
- пулемётов Дегтярёва и Судаева,
- крупнокалиберных пулемётов ДШК.
Всего за годы войны завод отправил на фронт более 5 миллиардов патронов.
Сегодня это Ульяновский патронный завод.
Приборостроение: от авиакомпасов до «Утёса»
На базе эвакуированных Московского НИИ-12, Ленинградского и Вяземского приборостроительных заводов был создан Ульяновский приборостроительный завод № 280, позже переименованный в «Утёс».
Уже в четвёртом квартале 1941 года завод выпустил 200 указателей поворота, авиационные компасы, тахометры для самолётов и танков.
К концу 1942 года было произведено 1264 прибора для военной техники.
«Электропускатель» — детали для «Катюш»
На площади Революции разместился эвакуированный из Харькова завод «Электропускатель». С 1942 года он производил комплектующие для легендарных «Катюш».
В 1954 году предприятие получило название «Ульяновский завод низковольтной аппаратуры “Контактор”.
Другие эвакуированные производства
- Киевский и Московский заводы контрольно-измерительных приборов разместились в цехах ликёро-водочного завода, выпуская узлы для миномётных прицелов МП-82.
Научные и госучреждения
Кроме заводов, в Ульяновск были перевезены:
- Институт автоматики и телемеханики АН СССР,
- Проектно-конструкторское бюро №39 (НКПС),
- Воронежский медицинский институт,
- Воронежский зооветеринарный институт,
- Наркоматы: Военно-морского флота, речного флота, обороны, иностранных дел, юстиции,
- Верховный суд СССР,
- Госбанк СССР,
- Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина (Ленинград).
Культурные ценности
В июле 1941 года из Ленинграда в Ульяновск доставили экспонаты Центрального военно-морского музея, включая знаменитый ботик Петра I — «дедушку русского флота». Их разместили в здании бывшей лютеранской кирхи.
Итоги эвакуации
К лету 1942 года все 15 эвакуированных предприятий вышли на полную мощность. А уже к 1943 году промышленность Ульяновской области выполняла госплан на 98,7%, внося огромный вклад в Победу.
Сегодня многие из этих заводов продолжают работать, сохраняя историческую память и развивая экономику региона.