Цены на такси вырастут? Чем обернется закон о локализации автомобилей с 2026 года
Эксперты предупреждают: нововведение может сказаться на стоимости поездок и доступности транспорта для пассажиров
13 мая 2025 года Государственная Дума Российской Федерации одобрила во втором и третьем чтениях законопроект, который обязывает использовать в сфере такси автомобили с высокой долей российских компонентов. Новый порядок вступает в силу с 1 марта 2026 года. Но для отдельных регионов предусмотрены переходные периоды.
Машины, включённые в реестр такси, должны будут соответствовать определённому уровню локализации. Это означает использование в производстве ключевых узлов и компонентов, изготовленных на территории России: двигателя, коробки передач, электроники и других деталей. Каждой модели будет присваиваться балльный рейтинг в зависимости от доли российских комплектующих.
- С 1 марта 2026 года требования вступают в силу в большинстве регионов России.
- В Калининградской области и Сибирском федеральном округе переходный период продлится до 1 марта 2028 года.
- В Дальневосточном федеральном округе — до 1 марта 2030 года.
- С 1 января 2033 года единственным критерием для допуска автомобиля к работе в такси станет уровень локализации или участие в специнвестконтракте, заключённом после марта 2025 года.
О возможных последствиях закона для отрасли и пассажиров рассказал советник Президента АНО «Центр социальных, креативных и законотворческих проектов “Инициатива”» Игорь Соломин.
«Закон о локализации такси вызывает серьёзные сомнения в своей реализуемости. Требование использовать автомобили с высоким содержанием российских компонентов может привести к увеличению стоимости таксомоторных услуг. В условиях, когда отечественный автопром не способен полноценно конкурировать с мировыми производителями, это может вызвать недовольство как среди водителей, так и среди пассажиров», — цитирует Соломина портал RuNews24.ru.
Он также обратил внимание на различия в сроках вступления закона в силу в разных регионах, назвав это признанием вероятных сложностей в реализации документа. По его словам, новые условия создают неравные стартовые позиции и могут привести к искажению конкуренции между субъектами.
Кроме того, эксперт подчеркнул: обещанная «унификация стандартов перевозок» через локализацию выглядит скорее как политическая мера, чем как полноценный экономический механизм поддержки отечественного автопрома.
«Скорее всего, мы увидим рост цен и снижение качества услуг, что в конечном итоге может ударить по потребителям», — резюмировал он.
Таким образом, принятый закон открывает новую страницу в развитии российского рынка такси, однако уже сейчас вызывает множество вопросов как у экспертов, так и у участников отрасли. Водителям и владельцам таксопарков предстоит адаптироваться к новым условиям, тогда как пассажирам, возможно, придётся привыкать к изменившимся ценам и качеству сервиса.