Бараны в Ульяновске, или Как мигранты поднимают ульяновское животноводство
На прошлой неделе ульяновцы в соцсетях жаловались на то, что в Новом городе пасут стадо баранов. До чего дошли! Корреспондент «Главных новостей Ульяновска» решил разобраться в этой напасти.
Бе-бе в Новом городе
Всю неделю жители Нового города, проживающие недалеко от Нагановского рынка, наблюдали стадо баранов (примерно 15 голов), которых пасли на заброшенной зелёной зоне. Жаловались, что воздух пропитан запахом навоза.
По мнению горожан, мигранты устроили пастбище прямо среди жилого района — на пустыре, примыкающем к рынку. Ульяновцы требовали от властей разобраться с ситуацией.
Администрация Ульяновска отреагировала:
«Администрация Заволжского района направила письмо в агентство ветеринарии Ульяновской области по вопросу незаконного содержания животных на улице Алексея Наганова, так как именно это ведомство осуществляет госнадзор за обращением с домашними и бездомными животными».
Корреспондент «Главных новостей Ульяновска» в выходные побывал на месте «пастбища». Заброшенная территория заросла травой почти в метр высотой, но ни баранов, ни пастуха там не оказалось. Может, выходной?
Однако работники рынка рассказали, что выходцы из Средней Азии, трудящиеся в Новом городе, держали баранов специально к мусульманскому празднику, который прошёл на той неделе. По их словам, всех животных зарезали перед праздником: приготовили еду, раздали мясо, а часть продали на том же рынке.
Мигранты, работающие на рынке, отказались комментировать ситуацию. Зато дворники подтвердили, что баранов действительно привозили и пасли.
«Понять их можно: с бараниной в регионе проблема, а у них был большой праздник — вот и готовились», — пояснила продавщица Наталья.
Кстати, баранов в Ульяновске сейчас почти никто не держит. Разве что в посёлке Ленинский можно встретить одну-двух коз.
«Безкоровье»
Если вдуматься, мигранты, по сути, поддерживают ульяновское животноводство, которое переживает не лучшие времена. Или, как сказали бы в СССР, «выполняют продовольственную программу».
А пока в регионе с животноводством — полный провал. По данным Ульяновскстата на 1 мая этого года, в сельхозпредприятиях области насчитывалось:
- 137 тыс. коров,
- 166 тыс. свиней,
- около 2 тыс. овец,
- 270 лошадей,
- почти 800 тыс. птиц.
Это в разы меньше, чем в советские годы и даже в нулевые.
Депутаты бьют тревогу
Проблемы животноводства обсуждали на прошлой неделе в Законодательном собрании Ульяновской области.
Ситуация непростая: дефицит кадров, низкие зарплаты, непривлекательные условия труда для молодёжи. В отличие от растениеводства, отрасль отличается низкой рентабельностью и долгим сроком окупаемости. Добавьте к этому высокие кредитные ставки, которые мешают привлекать инвестиции.
«Корову или свинью надо вырастить, чтобы они не болели, а потом ещё и продать мясо — а цену могут сбить конкуренты из соседних регионов. Нужны субсидии, помощь областных властей», — говорит фермер Наиль.
В итоге сокращаются объёмы производства, уменьшается поголовье скота и птицы — особенно в частных хозяйствах, которые обеспечивают треть мясомолочной продукции региона. Например, в 2024 году частники произвели 58,7 тыс. тонн молока — на 12,7% меньше, чем годом ранее. Поголовье КРС сократилось на 4 257 голов (–28,4%).
Рамиль Хайруллин
«В таких условиях животноводам критически важна господдержка», — говорит председатель профильного комитета Рамиль Хайруллин. - В 2024 году производителям молока выплатили 87,3 млн рублей субсидий. В мае этого года ещё 80 млн рублей распределили между 27 хозяйствами. Кроме того, мы работаем над привлечением инвесторов для строительства новых ферм».
И. о. министра АПК Ульяновской области Ольга Игнатьева сообщила, что в 2025–2027 годах планируется увеличить поголовье коров на 7 тыс. и производство молока — на 60 тыс. тонн в год. В птицеводстве также реализуются проекты, которые позволят производить дополнительно 4 тыс. тонн мяса и 14,5 млн яиц ежегодно.
Однако фермеры настаивают: нужны дополнительные меры поддержки для личных подсобных хозяйств и самозанятых, производящих мясо и молоко.