Как новый рейтинг вузов изменит высшее образование в России
Шанс для колледжей и вызов для классических вузов
15 мая 2025 года Правительство РФ утвердило постановление о введении национального рейтинга вузов и профессиональных образовательных организаций, основанного на уровне трудоустройства выпускников. Уже 11 июня в документ внесли технические правки, акцентировав внимание на связи рейтинга с реальными показателями занятости.
Чтобы разобраться в этой теме, RuNews24.ru обратился за комментариями к эксперту Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ Якову Якубовичу.
Цель новой инициативы — помочь абитуриентам выбирать учебные заведения, которые не просто выдают дипломы, а действительно обеспечивают выпускников профессией. Рейтинг формируется на основе двух ключевых показателей: процент выпускников, трудоустроенных через два года после окончания учебы, и медианная зарплата. Эти данные будут предоставляться ФНС и Пенсионным фондом, что должно повысить объективность.
Рейтинг будет дифференцирован по отраслям: медицинские вузы сравниваются между собой, IT-колледжи — с аналогичными учебными заведениями. Такой подход позволяет учитывать специфику направлений и избегать некорректных сравнений между, к примеру, инженерами и филологами.
Тем не менее, в новой системе оценки есть и потенциальные риски. Среди них — попытки вузов искусственно завысить показатели трудоустройства, формально устраивая выпускников на короткие периоды. Кроме того, вузы из крупных городов, где уровень зарплат выше, изначально окажутся в более выгодных условиях, чем региональные университеты, даже при одинаковом качестве образования.
Еще одна проблема — возможное давление на преподавателей. В стремлении повысить позиции в рейтинге администрация вуза может фактически возложить на педагогов обязанности по трудоустройству студентов, что выходит за рамки их профессиональной деятельности.
Также новая система может повлиять на структуру бюджетных мест: их перераспределение в пользу «востребованных» специальностей приведет к сокращению гуманитарных направлений.
Особое внимание в рейтинге будет уделено колледжам, особенно участвующим в программе «Профессионалитет». Для них создается отдельный рейтинг.
Среди главных опасений экспертов — возможная маргинализация фундаментального и гуманитарного образования. Поскольку выпускники научных и гуманитарных направлений часто начинают карьеру с невысоких зарплат или идут в академическую среду, они будут проигрывать в рейтинге прикладным специалистам. Это может повлечь снижение привлекательности классических университетов (таких как МГУ, СПбГУ, НГУ), сокращение фундаментальных программ и отток талантливых студентов за границу.
Возникает риск, что при узкой ориентации на рынок труда вузы начнут отказываться от программ, не дающих «быстрых» экономических результатов, — например, по философии, истории, теоретической физике. Тем самым может пострадать и культурный, и научный потенциал страны.
По мнению эксперта, необходимо создание единого, объективного и многофакторного рейтинга, который будет учитывать не только трудоустройство, но и академическую составляющую: публикации, участие в исследованиях, международные связи, карьерный рост выпускников. Также важно адаптировать методику к региональной специфике и отслеживать долгосрочные траектории развития специалистов, а не только их стартовые зарплаты.
Пока остается открытым вопрос: станет ли рейтинг инструментом повышения качества образования или превратится в формальность. Первые итоги можно будет подвести не раньше 2026 года, когда появятся данные за 2025-й.
Эксперт выражает осторожный оптимизм и надеется, что внедрение рейтинга будет сопровождаться тщательной проработкой всех последствий и учётом интересов фундаментальной науки и гуманитарного знания.