Меню
Закрыть

«Выживаем, а не развиваемся»: ульяновский бизнес в отчаянии

Многие ульяновские предприниматели, мягко говоря, в шоке из-за роста налогообложения и готовятся к худшему.

страница ВК Минэкономразвития Ульяновской области
страница ВК Минэкономразвития Ульяновской области

Удар по предпринимателям

С 1 января ставка НДС увеличится с 20% до 22%, а многие налоговые льготы будут отменены. Кроме того, порог доходов бизнеса, после которого необходимо уплачивать НДС, снизят с 60 до 20 млн рублей.

Ульяновские предприниматели уже бьют тревогу. О каком развитии и повышении зарплат тогда может идти речь, как того требуют региональные власти?

Стратегия у многих будет одна – как бы выжить. Либо некоторые предприятия просто закроются.

В любом случае бизнесмены не исключают повышения цен на свои товары или услуги в среднем на 10–25%.

Напомним, что в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, у нас трудятся примерно 206 тыс. человек. При этом доля занятых в малом и среднем бизнесе выросла почти на 12% за последние годы. Что будет после января – неизвестно.

Предприниматели уже высказали свое недовольство на встрече с губернатором Алексеем Русских, которая проходила на прошлой неделе. Лейтмотив был один — а стоит ли в регионе заниматься бизнесом?

Кредиты высокие, под 30%, неподъемные, — рассказывает предприниматель Ибрагим. — Выручка упала на 25%. Налоги растут. Почему молчит местная власть? Мы просим хоть какой-то помощи. Если так продолжится, то многие уйдут в банкротство. Кому от этого лучше? Пострадает население. Да и роста цен с инфляцией не избежать.

Многие, чтобы выжить, как вариант, вынуждены будут переходить на «черную» зарплату, — говорит другой предприниматель Анатолий. — Меньше будут указывать выручку, уйти от прозрачности. А это удар по бюджету. В любом случае бизнесмены уже просматривают лазейки в этом направлении. Есть вероятность того, что людей не будут официально оформлять на работу. А это новый виток безработицы. Ну и ни о каком росте зарплат говорить тогда не придется. Хотя сейчас планка поднята…

Что говорит власть?

Региональные власти пытаются принимать меры — реанимировать программу помощи малому и среднему бизнесу. Хотят добавить денег. Средства направят на оказание консультационных и образовательных услуг, развитие экспортной активности, проведение конкурсов инновационных проектов, способствующих технологическому прогрессу.

Но получится ли? Министр экономического развития региона господин Зонтов в раздумьях. Бюджет области на новый год сам трещит по швам, денег не хватает.

Власть и бизнес осознают, что 2026 год будет тяжелее.

Указанные действия однозначно вызовут рост цен и разгонят инфляцию, — считает депутат Госдумы Алексей Куринный. — Наши предложения получить необходимое финансирование с доходов сверхбогатых граждан, сверхдоходов финансового сектора, не трогая при этом простых граждан, были отвергнуты.

Новый сбор

Но это еще не все «цветочки». С сентября следующего года введут новый обязательный платеж с импортной промышленной продукции.

Сумма сбора будет зависеть от цены продукции и может достигать 5 тыс. руб. за единицу. Таким способом власти хотят защищать своего производителя от конкуренции. Это в теории. Что будет на практике – темный лес.

Некоторые эксперты уже заявили, что «технологический» сбор, как его прозвали, скорее свидетельствует о провале политики импортозамещения. Они считают, что изменения приведут к росту цен на импортную промпродукцию и усугубят дисбаланс на рынке между «белым» и «теневым» сектором.

В магазинах бытовой техники не исключают роста цен на продукцию в связи с новым сбором. При этом отмечают, что это, в свою очередь, отпугнет покупателей. Ведь по сути, сейчас у ульяновцев есть необходимая техника дома. Люди в основном при покупках меняют старое на новое.

Сложится такая ситуация, что ульяновцы не будут спешить за новинками, — говорит менеджер Игорь. — То есть покупать, например, новые смартфоны или телевизоры. Будут довольствоваться тем, что имеют. В этом случае прогресс в отдельно взятом регионе затормозится. Магазины бытовой техники не будут обновляться, так как не смогут быстро распродать не пользующуюся спросом продукцию.

В итоге...

Создается тревожная картина, при которой антикризисные меры государства рискуют дать эффект, противоположный ожидаемому. Вместо стимулирования бизнеса и наполнения бюджета, рост налоговой нагрузки ведет к цепной реакции негативных последствий: сокращению деловой активности, закрытию предприятий, росту безработицы и уходу бизнеса в тень. Объявленные властями программы поддержки выглядят слабым утешением на фоне масштабных изъятий из карманов предпринимателей. Главный итог — нарастающее недоверие между бизнесом и властью и пессимистичные ожидания, которые сами по себе становятся тормозом для любой экономики. Регион стоит на пороге не развития, а стагнации.