Конец народного чтива. Ульяновцы лишились ежегодного бестселлера «Доходы наших чиновников»
Госдума отменила публичные декларации доходов чиновников, пообещав взамен «автоматический контроль».
Целых 15 лет ульяновцы с неподдельным упоением изучали доходы наших чиновников, искренне радовались их успехам и, конечно, мысленно примеряли их элитные часы и загородные резиденции. Эта увлекательная народная забава, похоже, подошла к концу.
На этой неделе Госдума приняла закон, который отменяет обязательную ежегодную публичную подачу деклараций о доходах и имуществе для депутатов, сенаторов и госслужащих. Теперь отчитываться придется лишь при поступлении на службу, переходе на новую должность или включении в кадровый резерв. Зато чиновников ждет непрерывный автоматизированный антикоррупционный контроль через государственную систему «Посейдон». Декларации понадобятся только «при наличии оснований».
Напомним, что обязательное декларирование ввели в 2009 году в рамках борьбы с коррупцией. А в 2023-м декларации и вовсе перестали публиковать в открытом доступе, сделав народное чтение между строк еще более захватывающим квестом.
Многие ульяновцы, лишившиеся любимого чтива, пребывают в легком недоумении.
«Какая же это борьба с коррупцией? – спрашивает ульяновец Владимир. – Раньше хоть народ знал, на что живут избранники. Им, может, и было не по себе от этого внимания, но зато нам было очень даже по себе. Теперь все спрятано в сундук к Посейдону на дне бюрократического моря».
С другой стороны, как справедливо отмечают аналитики, чиновники за эти годы достигли невероятных высот в творческом учете имущества, мастерски переписывая его на весь свой многострадальный род — от тетушек до тещ.
Алексей Куринный
- Сами декларации во многом потеряли свою роль, как эффективного инструмента борьбы с коррупцией, я не поддержал инициативу об отказе от публичного декларирования данных об имуществе и доходах должностных лиц органов власти, – прокомментировал ульяновский депутат Госдумы Алексей Куринный. - Многочисленные примеры последних лет говорят о том, что коррупционеры научились хорошо «прятать» нетрудовые доходы, записывая их на родственников и знакомых. Однако полное исключение публичного контроля и замена его постоянным ведомственным (со стороны правоохранительных органов) несет за собой иные проблемы, в частности возможного избирательного применения мер ответственности.
Таким образом, эпоха народного финансового надзора завершилась. Впереди — эра цифрового Посейдона, который, будем надеяться, отличается зоркостью и неподкупностью. Искренне радоваться успехам чиновников мы, конечно, не перестанем. Просто теперь будем делать это с закрытыми глазами и чистой верой в систему.