Миллионам россиян грозит отказ в пенсии из-за стажа до 2002 года
Проблема, о которой долгое время говорили тихо, наконец, вышла на самый высокий уровень
В ходе встречи с председателем правительства Михаилом Мишустиным депутаты подняли тревожный вопрос, касающийся миллионов будущих пенсионеров. Речь идет о тех, кто работал в 1990-е и начале 2000-х, но не был оформлен официально. Сейчас, подходя к пенсионному возрасту, эти люди рискуют обнаружить, что у государства для них нет ни стажа, ни пенсионных баллов, а значит — и самой пенсии.
В чем суть проблемы «теневого» стажа
Ситуация выглядит парадоксально: человек половину жизни отдал труду, но юридически этого как будто не было. В лихие 90-е многие предприятия платили зарплату «в конвертах», работали без трудовых договоров или вовсе существовали в серой зоне. Люди трудились, но отчисления в Пенсионный фонд за них не шли. Сейчас, когда приходит время собирать документы, выясняется, что подтвердить этот период практически нечем — записей в трудовой нет, а работодатель давно ликвидирован.
«Они никак нигде не были оформлены. И у них абсолютно не будет никаких баллов, никаких оснований и стажа. Причем речь идет о миллионах людей. Здесь, конечно, необходимо заранее посмотреть, что с ними можно сделать», — отметил депутат Сергей Миронов.
Именно это и есть главная опасность. Без официально подтвержденного стажа и накопленных баллов Пенсионный фонд просто не имеет права назначить страховую пенсию. Таким гражданам может грозить только социальная пенсия по старости, которая существенно ниже и назначается позже. Для миллионов людей это означает резкое обнищание в тот период жизни, когда возможности зарабатывать уже нет.
Как сейчас учитывается советский и постсоветский стаж
Для тех, у кого стаж до 2002 года все же оформлен официально, существует специальный механизм перерасчета. Эксперты, такие как завкафедрой экономики Шацкая, поясняют, что пенсионная система не забыла о том времени. Постараемся объяснить это проще.
Раньше пенсии рассчитывались по своим правилам, не было современных баллов. Чтобы учесть этот вклад, весь стаж, заработки и условия работы до 2002 года конвертируют в условный пенсионный капитал. При этом проводят так называемую валоризацию — единовременное увеличение этого капитала на 10% всем, кто работал до 2002-го. А тем, кто начал трудиться еще до 1991 года, добавляют по 1% за каждый полный год такого «советского» стажа.
Затем этот увеличенный капитал преобразуют в те самые индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы), которые являются валютой современной пенсионной системы. Таким образом, официальный стаж той эпохи защищен и полноценно учитывается. Но ключевое слово здесь — официальный. У миллионов его попросту нет на бумаге.
Что делать и есть ли решение?
Проблема признана на государственном уровне, и это первый шаг к ее решению. Очевидно, что нужен особый механизм, позволяющий доказывать стаж тех лет альтернативными способами. Это колоссальная работа, которая может включать свидетельские показания, косвенные документы (например, профсоюзные билеты, справки о награждениях), архивные поиски и, вероятно, упрощенную судебную процедуру установления факта работы.
Сейчас стоит крайне внимательно отнестись к своему пенсионному делу. Если вы работали в период до 2002 года, особенно в коммерческих структурах 90-х, нужно заранее, не дожидаясь пенсионного возраста, начать собирать любые возможные доказательства: сохранившиеся приказы, трудовые договора (даже без печати), расчётные книжки, письменные свидетельства коллег, налоговые декларации работодателя. Любая бумажка может стать ценным аргументом.
Озвученная проблема затрагивает реальные судьбы поколения, которое пережило сложнейший экономический переход. Теперь государству предстоит найти справедливый способ учесть их реальный трудовой вклад, чтобы тяжелые времена молодости не обернулись нищетой в старости. Время для поиска такого решения, как верно отметили в Госдуме, уже наступает.