Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Дмитрий Илюшин: по Барышскому району в мрачный день. Часть 2

Продолжение записок путешественника.

Мы продолжаем публиковать фотографии и заметки ульяновца Дмитрия Илюшина. На этот раз он побывал в Барышском районе и поделился своими впечатлениями. 

 

Дмитрий Илюшин

Дендропарк

Проехав насквозь Акшуат и поднявшись в горку, я попал в местный дендропарк. На входе меня встретил памятник Поливанову. Но я сразу окунулся в царство елей, сосен, кедров, лиственниц… 

Акшуатский парк-дендрарий, расположившийся на 63 гектарах, был основан известным В. Н. Поливановым в 80-е годы 19 века. Тогда, занимаясь сельским хозяйством на песчаных барышских землях, Поливанов пришел к выводу, что только лесоразведение способно спасти сельскохозяйственные земли от песчаных заносов. После этого появились первые посадки сосен. Рабочая необходимость переросла у Поливанова в увлечение и он начал собирать и испытывать на выживаемость сотни видов хвойных растений из Европы, Сибири, Северной Америки в своем парке. В итоге получилась фантастическая коллекция, которая существует и продолжает развиваться по сей день.

На сегодняшний день в дендропарке произрастают и плодоносят лиственницы Сукачева, европейская, сибирская, сосны Веймутова, горная, длиннохвойная, пихты европейская и сибирская, ели Энгельмана, европейская, канадская, сибирская, туя западная, магония подуболистная, можжевельники кавказский и сибирский и многое другое. В парке произрастают и лиственные растения. Из деревьев наиболее распространенными являются дуб обыкновенный (занимает в верхнем парке около 16 га) и береза повислая. Кроме этого, есть и завезенные: 7 видов - представители Северной Америки (клен американский, тополь бальзамический и сероватый, ясень американский, магония падуболистная, ирга многоцветковая, пузыреплодник калинолистный), сирень обыкновенная и садовый жасмин - из Южной Европы, виды спиреи из Сибири, а яблоня ягодная - родом из Восточной Азии. Всего из видов, указанных в каталогах лесного питомника В. Н .Поливанова за 1893 и 1898, в парке не найдены сейчас 15. Это 3 вида винограда, ольха перистолистная, туя восточная и канадская, можжевельник казацкий, сосна карликовая... Именно эту сосну Поливанов рекомендовал для создания живой изгороди вдоль проезжих дорог. Помимо повышенной неприхотливости и выносливости, она имеет высокую плотность и поэтому, посаженная в два ряда она "образует прекрасную сплошную цепь".

Но вот что мне особенно понравилось, так это интересная фактура деревьев, пней, дорожек. Здесь невероятное количество мхов и лишайников, покрывающих не только мертвые, но живые стволы. Благодаря им лес становится каким-то мистическим, сказочным. Так и хочется встретить лешего, Бабу-ягу или оборотня. По этим тропкам вполне могла блуждать и Красная Шапочка, а среди пьяных осин прятаться Серый Волк. Красочно, черт возьми! И эта красота какая-то очень не злая. Так бы и сам сел на пенек, да и съел пирожок.

Спортивный лагерь

Впритирку к дендропарку, с открытыми настежь воротами, расположился спортивный лагерь «Сокол». Еще пару месяцев назад здесь резвились дети, отдыхающие от родителей и города, кипели спортивные страсти. А теперь здесь тишина, покой, безлюдье. Только я и ветер вольно гуляем среди закрытых домиков. 

И всё-таки здесь и сейчас хорошо. Здесь спокойно, чисто. Здесь хочется остановиться, посидеть на лавочке, подышать свежим воздухом. 
В детстве я много мотался по пионерским лагерям, но сюда судьба меня не заносила. И, наверное, жаль. Мне было здесь по-домашнему комфортно, несмотря на мерзкую погоду. Именно в таких местах и стоит отдыхать.

Пруд Макай

Он уже частично скован тонкой корочкой льда и вроде бы ничего особенного не представлял. Но любопытство толкнуло меня на тропу вдоль пруда, и я совершенно не пожалел об этом. Через несколько сотен метров я добрался до дамбы. 

Здесь, выйдя на берег, я почувствовал очарование этого места. Тут пруд выглядит более объёмно, более величественно. Это действительно большой пруд, где есть и крупные карпы, и щуки. Но старинные полуразрушенные здания общежитий на берегу, некогда заполненных рабочим людом, почти совсем сгнившие мостки, по которым вряд ли кто рискнет наступать, наводят на грустное настроение. Это умирающий памятник умирающей эпохи… 

И только плотина упорно низвергает мощные потоки воды. Этот бурящий поток завораживает своей силой и живостью, особенно на фоне почти закованного льдом пруда. И в этом и есть жизнь, несмотря ни на что…

Село Старая Измайловка

Предположительно, в XVI веке бывший царский стольник Измайлов получает здесь земли, но они оказались совсем не прибыльными. Почва здесь была бедной, местность болотистой, а поэтому Измайлов занимался здесь преимущественно охотой. 

По сути, новую жизнь село получило при создании в 19 веке в соседнем Измайлово суконных фабрик. «В середине 90-х годов XIX века по просьбе жителей окружающих сел, которые входили в приход Свято-Никольского храма с. Новая Ханинеевка, Николай Яковлевич Шатров вместе с почетными гражданами окружающих сел обратился к Симбирскому Преосвященному епископу Никандру с ходатайством открыть новый православный приход в с. Старая Измайловка. Сам Н. Я. Шатров выступил как меценат и строитель нового храма. В 1897 г. по благословению Симбирского Преосвященного в с. Старая Измайловка было окончено строительство каменного храма в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Храм был построен в греческом стиле. Н. Я. Шатров приобрел для нового храма весь необходимый набор утвари и икон. Стены храма были украшены росписью. Для богослужения в дни двунадесятых и великих праздников для храма был приобретен дорогостоящий изящный набор утвари, использование которого придавало богослужению особую торжественность.»

Храм и сейчас стоит на окраине села. И, что совсем приятно, он уже восстанавливается.

Фото Дмитрия Илюшина

Нет комментариев
Обсудить