Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Нужно ли ульяновским рабочим бояться конкуренции с гастарбайтерами?

Доля трудовых мигрантов в общем числе работающих в Ульяновской области на сегодняшний день не превышает 0,5%.

Как-то осенью на одном из заседаний правительства Сергей Морозов вел разговор про строительство крупного цементного завода, которое длится уже два с половиной года и вот-вот подойдет к концу. В рамках реализации проекта в регион были привлечены иностранные трудовые ресурсы. За то время, пока они работали здесь, у ряда из них появились дети... Не получится ли так, что гастарбайтеры постепенно займут место ульяновцев  во всех сферах?

В планах у Ульяновской области реализация большого количества инвестиционных проектов, каждый из которых на первых этапах – гигантская стройка. Несколько крупных объектов было сдано в 2012 году, один объект готовится к сдаче, а в 2013 году начнется строительство большого завода в Новом городе. В общем, регион оказался втянутым в общероссийскую тенденцию – в привлечение относительно дешевых и непритязательных рабочих рук из-за границы и ближнего зарубежья.

За 2012 год миграционные службы Ульяновской области выдали иностранцам почти 2000 разрешений на работу. В общей сложности, включая патенты, было оформлено без малого 8 тысяч разрешительных документов. Основная масса трудовых мигрантов в Ульяновской области – представители ближнего зарубежья: Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана Армении, Киргизии. Рабочие из Турции трудятся, как правило, на крупных объектах.

Для ульяновского работодателя иностранные рабочие руки –  особенно в строительстве – находка. Они  ценны тем, что работают качественно, быстро и недорого. Самое главное, что при всей своей бюджетности они выполняют высококвалифицированную работу. Сказать, что они «стоят» совсем дешево, нельзя: зарплата их в месяц доходит и до 20-25 тысяч рублей.

Александр, ульяновский бизнесмен, работающий в сфере строительства:

- Дело даже не столько в том, что турецким рабочим можно меньше платить, сколько в том, что на них можно положиться. Турки работают хорошо и не пьют в таких количествах, как наши местные «ваньки», не срывают сроков. Им можно доверить монтажные работы, работы с техникой. Гастарбайтеры из ближнего зарубежья на стройках, как правило, работают в качестве каменщиков или разнорабочих, - рассказывает бизнесмен.

Распределение по сферам, в которых трудятся в Ульяновской области гастарбайтеры, неравномерное. Большая часть иностранных рабочих занята в строительстве, в основном в частном секторе и на крупных объектах: в этом году разрешение на работу в этой сфере получили 849 приезжих. Дело рук турецких гастарбайтеров – крупный торговый центр на Свияге, цементный завод в Сенгилее, строящийся гостиничный комплекс в центре Ульяновска. Чуть меньше разрешений было выдано на работу в сфере оптово-розничной торговли – порядка 120. Далее в порядке убывания следует сфера услуг (50 разрешений), сельское хозяйство и бытовое обслуживание.

Есть одна особенность: разрешение на работу в оптово-розничной торговле иностранцы могут получить только при наличии разрешения на временное проживание и вида на жительство.

Заместитель начальника УФМС России по Ульяновской области, начальник отдела иммиграционного контроля ВЛАДИМИР ТИХОНОВ:

- В Ульяновске работают как жители ближнего зарубежья, так и Турции. Приток иностранцев, желающих работать в регионе, носит преимущественно сезонный характер – больше всего приезжают весной и летом. Зимой, как правило, они уезжают обратно. На крупные строящиеся объекты рабочие бригады строителей привозят заказчики или субподрядчики. Ульяновская область – это не единственный регион, в котором трудятся иностранные рабочие. Просто в последнее время у нас реализуется множество проектов, поэтому количество разрешений на работу, которое мы оформляем, в этом году существенно увеличилось. Надо понимать, что существует понятие «нулевая квота»: временно пребывающим иностранцам разрешение на работу не выдается. Говорить о том, что иностранная рабочая сила стоит гораздо дешевле, по крайней мере, в нашем регионе, не совсем корректно: мониторинг оплаты труда приезжих рабочих показал, что она доходит порой до 25 тысяч рублей в месяц. Нельзя сказать, что гастарбайтеры как-то угрожают сегодня ульяновцам – они согласны работать там, где жители региона работают с неохотой или же там, где рабочих рук не хватает в принципе. По сравнению с другими регионами Ульяновская область испытывает меньший приток иностранцев. Если в регионе есть строительство, есть инвестиции, то есть и приток трудовых мигрантов – это неизбежно, - сообщает Владимир Тихонов.

Как бы хороша иностранная рабочая сила ни была, а властям надо заботиться о том, чтобы трудоустроены были жители собственного региона, чтобы ульяновцы не уезжали в поисках работы и доходов из региона. Поэтому вводятся квоты, ограничивающие допустимое количество выдаваемых иностранцам разрешений на работу. В 2012 году, например, в Ульяновской области квота на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности составила 5 643 человека. В 2011 году она была на 600 меньше. Вот как раз за счет строительной сферы ее и пришлось увеличивать. И, тем не менее, миграционные службы постоянно ведут речь о том, чтобы двигаться в сторону ее сокращения.

Осенью, когда общественность Ульяновска обсуждала проект стратегии российской национальной политики, прозвучали опасения, что гастарбайтеры и тенденция к увеличению их количества в регионах, могут повлиять не лучшим образом на уровень заработной платы жителей региона. Проще говоря, могут спровоцировать ее снижение по принципу «зачем платить больше, когда и так есть желающие работать».

И это одно из главных опасений ульяновцев на сегодняшний день. Но представители миграционных служб региона успокаивают: процент трудовых мигрантов от числа работающего населения в Ульяновской области не так велик, чтобы бить тревогу, но и способствовать увеличению их числа – тоже никто не планирует.

 

Фото автора

Нет комментариев
Обсудить