Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Школьные поборы: дорога без конца?

Тема школьных поборов, кажется, существовала всегда, вместе с тем не покидает ощущение, что она всех нас переживёт…

Скандалы касательно «родительских пожертвований» учебным заведениям, где постигают азы наук их чада, - вещь перманентная. Вещают об этом и надзорные органы.

Читаем в последнем релизе областной прокуратуры:

«…под прикрытием решений родительских комитетов за счет денежных средств родителей проводилась оплата охранных услуг, ремонта классов или приобретались парты, учебные доски, новая мебель и т.п. в средних общеобразовательных школах № 22 с углубленным изучением иностранных языков имени Василия Тезетева, №31 имени Героев Свири», № №47, 66, 75, 82, гимназиях № 13, № 44 им. Деева В.Н. и других.

Во всех школах Засвияжского района г.Ульяновска были незаконно оформлены трехсторонние  договоры между учебными заведениями, охранными предприятиями и родительскими комитетами на оказание охранных услуг за счет средств родителей учащихся.

Аналогичные нарушения выявлены в образовательных организациях других районов областного центра.

Также прокуратурой выяснено, что родителями оплачены услуги по охране школ №№ 6, 15, 21, 22, 31 и других. 

Более того, при попустительстве должностных лиц Управления образования администрации г. Ульяновска «правомерность» денежных поборов с родителей учащихся закреплялась в локальных актах».

Там же можно прочесть о том, что «прокурор Ленинского района г. Ульяновска потребовал от главы администрации областного центра в представлении незамедлительно принять меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений, исключив аналогичное впредь, и привлечь к строгой ответственности всех виновных должностных лиц».

Строгость казённых определений, впрочем, слабо утешает самих обираемых, т.е. родителей. Вот лишь некоторые их соображения с родительского форума (пунктуация и орфография сохранены):

 

«Мы в 40-ом лицее в начале каждого учебного года в родительский комитет сдаём одну сумму: охрана, подарки именинникам, учителю, прочая фигня. на собраниях нам отчитываются. Больше всего заводит день именинника и охрана. По первому - у нас день рождения летом, и в этом году моего ребёнка и остальных летних детей с днём рождения поздравляли в начале декабря . Считаю, бред полный. А по поводу охраны школы, тоже полагаю, что всётаки это должно быть не из кармана родителей».

***

«У меня у подруги сын учиться в школе, у них 26 дек. ёлка там на ёлку собирают деньги по 150 рублей с родителей чтоб по присутствовать просто. Так разве должно быть?»

***

«Моя учится в 83 школе, у нас тоже есть ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ поборы на охрану, гардероб, тревожную кнопку, учебники тоже платные, бесплатно только для малоимущих, кто кушает за накрывание столов. Сейчас у нас очень хорошая учительница теперь мало сдаём. А в начальной школе учились у Дивниной Людмилы Алексеевны, так она вообще на родительском собрании требовала сдавать, говорила что все её родители сдавали и вы будете, давила на детей, в классе тогда и доску и линолеум и ремонт делали за свой счёт, хотя всё было в очень хорошем состоянии, учителя не устраивало, хорошо что закончили начальную школу, а  на общешкольном собрании представители школы говорили "нет денег-нечего было рожать!!!"Сама не раз поднимала вопрос про поборы на общешкольных собраниях, ответ один "нет денег - нечего было рожать".

 

Вот такие «пироги с горохом». Нет денег – не рожай! А как быть тем, кто, не успев ознакомиться с данным тезисом, всё же родил? Учить ребёнка на дому?

Конечно же, клеймить печатью стяжательства весь педагогический состав ульяновских школ, как минимум, неумно. Да и несправедливо, о чем также говорят родители: «Школьные обеды. Тоже тема ... Один из детей не желает у меня кушать каждый день, потому что жалуется, что невкусно. Руководство школы начало во всем винить классного руководителя (а она то тут вот при чем???), мне просто из чувства благодарности и уважения к ней не хочется спорить, это же не ее инициатива. Платим ...»

Из разных источников информации (СМИ, устные заявления родителей, прокуратура) следует, что лидерами «хит-парада поборов» на сегодняшний момент являются следующие средние учебные заведения областного центра: № 22 с углубленным изучением иностранных языков имени Василия Тезетева, №31 имени Героев Свири, №47, 66, 75, 82, гимназии № 13, № 44 им. Деева В.Н., школы № 6, 15, 21, 22, 31.

Юристы советуют родителям подавать коллективные жалобы в министерство образования и в прокуратуру. Но, судя по всему, мамы и папы школьников этим советам не следуют – такой вывод напрашивается хотя бы уже в свете приведённого выше документа из облпрокуратуры.

Меж тем, действия администраций учебных заведений в иных случаях квалифицируются Уголовным кодексом РФ более чем доходчиво:

Статья 159. Мошенничество

1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, -

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Почему же, имея все законные основания, родители не пишут ни в прокуратуру, ни в министерство? Есть вариант: российский человек ленив, потому и идёт по пути меньшего сопротивления, оплачивая таким образом банальное нежелание шевелиться. И в этом есть своя правда. Мой приятель как-то сказал: «Да ладно, что мне, дитю своему жалко?». «Ну, во-первых, это не дитю, - ответил я ему. – А во-вторых, сколько у тебя в месяц дохода набегает?». Надобно пояснить, что приятель мой имеет бизнес – и чехлить энные суммы гимназии, где обучается его дочка, для него, как он сам говорит, «неконцептуально».

Те же, для кого школьные поборы – бремя довольно ощутимое (а таких людей немало), не идут жаловаться даже не из инстинктивной боязни, а по причине неверия в то, что их заявления как-то повлияют на ситуацию. Ну, не верят люди в карающий меч правосудия. Общественное мнение примерно таково: выявлять выявляют – но не наказывают. Та же прокуратура выявляет проходимцев пачками, а на нары садятся единицы. Да и те всё больше символически. Потому что «Да здравствует наш суд! Самый гуманный в мире!». Простой пример: 24 октября наш бывший министр строительства Михаил Шканов получил смешные 1,4 года ограничения свободы, хотя инкриминировался ему отнюдь не принудительный сбор денег на школьные обеды…

И всё же мы считаем, что писать заявления надо. Иначе с вас так и будут драть восемь шкур. Тут, правда, есть нюансы. Во многих школах хорошие оценки зависят от размеров «взносов», пусть даже ученик весьма посредственен. И наоборот, ребёнок может быть семи пядей во лбу, но «внезапно» скатится в троечники, лишь только станет тоньше ручеёк «пожертвований». Это явление носит характер если и не повсеместного, то уж точно не редкость. И главное – здесь трудно что-либо доказать, поскольку такая вещь как знание предмета того или иного ученика регламентируется исключительно волей его преподавателя. Ну, и совестью, разумеется. Хотя и у совести нынче есть вполне конкретный прейскурант.

Сергей АЛЕХИН, фото: rt-online.ru

Нет комментариев
Обсудить