Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Крым наш. Годовщина

Есть ли жизнь после Украины? Такой вопрос мы задали крымчанам накануне первой годовщины присоединения к России.

Если абстрагироваться от общероссийских телеканалов, печатных СМИ и блогеров-аналитиков, которые, сидя где-нибудь в Медведково, рассуждают о судьбах Крыма, - то общение с самими крымчанами — единственный способ выяснить реальное положение дел и настроение населения  полуострова, 18 марта прошлого года ставшего российским.

Итак, вернемся в Крым на год назад. Жители полуострова оказались в центре исторических событий. И восприятие события ТАМ все же отличалось от настроений ЗДЕСЬ.

Тогда
–  Воссоединение и все, что разворачивалось вокруг этого, - для жителей России всего лишь масштабное шоу. Крымчане же в этом шоу не зрители, а участники, - поясняет Марина Жукова из Керчи. - Проблем на полуострове было много. Но по-другому и быть не могло. Ведь это не переезд на новую квартиру, это переход из одной страны в другую! Но, несмотря на сложности, мы радовались. Знаете, у нас во дворах накрывались огромные столы вечером в день референдума — круче чем на свадьбах.

С какими же проблемами в первую очередь столкнулись крымчане? Конечно, с бытовыми.

- Не работали почты, загсы, собесы — поскольку все компьютеры переподключались к российским системам, - вспоминает житель Феодосии Евгений Денисенко. - Но это поначалу. Все понимали, что это временно. Находились, правда, провокаторы, которые пытались создать панику, вот, мол, пожинайте плоды своего референдума. Но, честно, на них особо никто не обращал внимания.

Так же как не обращали внимание и на прочие неудобства. Знали, что это – всего лишь переходный период. Переходный не только от неудобств к комфорту. Но и от прошлого к будущему.

- Основное впечатление от переходного периода – очереди. Но, во-первых, это уже в прошлом. А во-вторых, после украинских девяностых с постоянными отключениями отопления, газа, электричества, отсутствием горячей воды и подачей холодной по четыре часа в сутки, это воспринималось не так уж трагично,- говорит молодой севастополец Алексей Ронжин.

Сейчас
Крымчане знали, верили, что скоро вся неразбериха закончится. И это произошло. А вместе с изменениями в лучшую сторону пришло и ощущение общности, воссоединения большой семьи. Которую когда-то насильно разлучили.

- Что бы ни говорили, поддержка «большой земли» ощущается очень даже, - Алексей Ронжин радости не скрывает. - И облегчение от того, что развеялся украинский морок, трудно описать. За это ощущение я готов доплачивать и мириться с неудобствами.

Последняя фраза — довольно характерная для большинства жителей Крыма. Молочных рек и кисельных берегов никто от старой-новой Родины и не требовал. И не ожидал. А тем временем жизнь в Крыму налаживается.

Деньги
Взять хотя бы российские пенсии «от 10000» против 5000 прежних. Первое впечатление от повышения цен сгладилось именно этим: просто многие сразу не поняли, реагируя на абсолютные цифры, что покупательская способность их возросла. Да и цены не такие страшные, как их иной раз малюют. Например, стоимость проезда в городском автотранспорте в Симферополе, Алуште, Джанкое, Керчи, Феодосии, Ялте и Бахчисарае остается на уровне 10 рублей, в Армянске, Красноперекопске, Саках и Судаке — 8 рублей, а в Евпатории — 11 рублей. Тарифы ЖКХ на этот год также остаются более чем терпимыми. Понятно, что это не навсегда, но речь-то о том, что переходный период для Крыма не стал периодом особых лишений.

О патриотическом аспекте. В некоторых крымчанах сей настрой изрядно зашкаливает: один симферопольский чиновник, к примеру, вывесил у себя в кабинете сразу три (!!!) портрета Путина, а бабушки-пенсионерки даже мусор выносят в футболках с изображением ВВП! Но делают они это искренне, от всей души.

По последним данным, на полуострове 677 тысяч пенсионеров. И если год назад - в марте 2014-го - пенсия крымчан составляла в среднем 5504 рублей, то сейчас средний ее размер — 10620 рублей, а в Севастополе - 11 829. Выросли и зарплаты бюджетников. И будут еще расти. Да, не на столько, на сколько хотелось бы. Но люди понимают, что и в остальной России (Москву намеренно в расчет не берем) заработные платы, мягко говоря, желательно бы видеть другими. Да еще пресловутый кризис, сделавший нашу жизнь спартанской. Однако вера людей в лучшее — вещь поистине великая. Да и люди соотносят не бывшие и теперешние ценники в магазинах — им важно другое.

– Знаешь, больше всего нас обижали даже не крики про «безмозглых ватников», и «колорадов», а мнение о том, что мы, крымчане, просто польстились на высокие российские зарплаты и пенсии. Почему-то некоторые считают, что Украине достаточно было просто кинуть нам кость — и мы бы замолкли. Нет! – эмоции Сергея Власова, студента из Симферополя, зашкаливают. - Мы просто устали быть «неправильными» гражданами, живущими, думающими и голосующими не так, как надо. Вот и решили: «Пусть даже будем жить хуже — но со своими». Если говорить в целом, ситуация в Крыму изменилась в лучшую сторону, кто бы что не говорил. Жизнь стала намного интересней и перспективней. У нас реально праздник, которого мы так долго ждали.

Иван Сидоров,

фото из соцсети

Нет комментариев
Обсудить