Ульяновские татары все обрусели, не хотят изучать родной язык
Такую проблему выделяют многие педагоги региона, в том числе учитель татарского языка в Енганаевской средней школе Ильнара Хуснетдинова.
21 февраля в России отмечается День родного языка. Этот праздник, безусловно, очень важен для страны, в которой проживает большое количество людей самых разных национальностей и помимо областей и краёв есть национальные республики и автономные округа. Исключением не стала и Ульяновская область: по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, второе место по численности после русских занимают татары (149,9 тысячи человек), третье – чуваши (95 тысяч человек), четвёртое – мордва (39 тысяч человек). Соответственно, в области есть национальные сёла, в самом Ульяновске – национальные школы с изучением татарского и чувашского языка и литературы (№ 28, 55), а на филологическом факультете УлГПУ до недавнего времени была дополнительная специализация «Родной язык и родная литература» (татарский, чувашский).
Корреспондент газеты «Мозаика» побеседовала с учительницей татарского языка МОУ «Енганаевская СОШ Чердаклинского района» Хуснетдиновой Ильнарой Ильдусовной об изучении родного языка в современной школе.
- Вы ведёте татарский язык в сельской национальной школе. Сколько часов и в каком классе предусматривает программа? Как вы думаете, достаточно ли этого, чтобы ученики хорошо знали родной язык?
- Родному языку и литературе выделяют очень мало часов – всего по одному часу в неделю. За это время сложно изучить даже азы. А программа меньше не стала, приходится на одном уроке затронуть максимум, на что хватает времени. В 9 классе вообще оставили только родную литературу, всего один час.
- А в 10-11 классах совсем нет родного языка?
- Тоже по одному часу, и то мы сами распределили федеральный компонент.
- Ведёте ли вы какие-нибудь спецкурсы и факультативы по родному языку? Если да, то какие?
- Нет, только уроки. Но в школе есть такой предмет, как «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) и кружки «Изучаем родной язык» и «Татарский фольклор».
- Как обстоит дело с учебно-методическими материалами?
- Сложно. Их тяжело доставать, хорошо, что директор привёз из Казани.
- Какие есть проблемы в преподавании родного языка?
- Учащиеся плохо знают родной язык, все обрусели, дома разговаривают только на русском языке. Многие считают, что им не нужно изучать родной язык, что он не понадобится в жизни, соответственно, заинтересовать детей очень сложно. Готовых контрольно-измерительных материалов нет, приходится самим разрабатывать.
- Сколько у вас классов и учеников в этих классах?
- 11 классов, всего 80 учащихся.
- У вас учатся только татары или русские ученики тоже? Изучают ли они татарский язык?
- Есть пара русских, они не изучают татарский.
- Какова успеваемость ваших учеников по родному языку?
- Средняя. Пятерок очень мало, процентов 7. Четверки - процентов 40, остальные тройки.
- Как вы думаете, не ведёт ли параллельное изучение русского языка и родного к путанице между языками? Как можно решить эту проблему?
- Нет, обычно не путают. Нужно просто относиться к этим языкам как к совершенно разным предметам. Мы же химию с физикой не путаем.
- Приходилось ли вам заниматься репетиторством по родному языку?
- Нет. Он не настолько востребован.
- Отмечается ли у вас в школе День родного языка? Есть ли ещё какие-либо национальные праздники?
- Мы отмечаем День родного языка в апреле вместе с днем рождения Габдуллы Тукая. Еще проводим праздник народных блюд два раза в год. Ребята готовят национальные блюда, продают, делаем конкурс лучших блюд.
- На филфаке УлГПУ несколько лет назад закрыли национальное отделение. Как вы думаете, правильное ли это решение или оно приведёт к проблемам с изучением родного языка?
- Конечно, это неправильно! Так изучение родного языка сойдёт на нет. Я очень расстроилась, когда услышала, что отделение родного языка закрыли. Тогда со временем придётся убрать и родной язык из программы – его же некому будет преподавать.
- Как вы думаете, что можно сделать, чтобы татарский язык был популярен среди его носителей и чтобы его изучение было более успешным?
- Нужно проводить уроки с участием представителей татарского народа, пусть они больше рассказывают о своих достижениях. Надо всеми способами дать понять татарским ребятам, что это родной язык их народа, их предков, и не знать его стыдно.
Валерия Толкачева
Фото из архива Ильнары Хаснутдиновой