Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Алексей Мордяков: «Каждый пациент требует особенного внимания»

Молодой хирург рассказал нам о своей работе.

Молодой хирург Центральной городской клинической больницы города Ульяновска Алексей Мордяков использует в своей работе особенный метод лечения ожоговых травм. Сейчас его применяют лишь в Москве и Ульяновской области. Мы пообщались с Алексеем, и он рассказал нам о своей работе.

- Расскажите о себе, как попали в медицину?

- Я окончил медицинский факультет УлГУ в 2010 году. Стать врачом — это мечта детства. На самом деле, я первый медик в своем семействе. С 2012 года работаю в Центральной городской клинической больнице города Ульяновска. В 2014 году я начал внедрение новой методики лечения ожоговых травм. Данная методика полностью разработана российским комбустиологом Василием Мензулом и на данный момент применяется только в Ульяновске и в столице.

- В чем заключается этот метод лечения ожогов?

- Правильнее будет сказать, что это технология, потому что это совокупность нескольких методов, инструментов и материалов лечения ожоговых травм, как поверхностных, так и глубоких. Основная суть — это лечение в условиях влажной среды, под специальными пленочными влагосберегающими повязками, в сочетании с ранним оперативным лечением, ранним очищением глубоких ожогов от мертвых тканей и выполнением в ранние сроки, по сравнению с традиционной методикой, кожной пластики или, по-другому, пересадки кожи. Таким образом, можно в более короткие сроки восстановить утраченные кожные покровы у пациентов. А также, учитывая, что пленочные повязки не прилипают к ранам, следовательно, не травмируют их, это обеспечивает безболезненность лечения и перевязок, и больные переносят лечение гораздо легче.

- Что из себя представляют такие повязки и легко ли их достать?

- Повязки эти доступны в аптечной сети, где-то можно приобрести сразу, где-то нужно заказывать. Называются они «Бреймендерм» - это отечественная разработка, сделанная из полиэтиленовой пленки, на которую нанесена пудра из нескольких антибиотиков.

- Почему решили внедрять именно этот метод? Как вы с ним ознакомились?

- Весной прошлого года я побывал на международной конференции по лечению ран и раневой инфекции, где и познакомился с автором методики, известным российским комбустиологом, специалистом в лечении ожогов Василием Александровичем Мензулом. Собственно он и поделился со мной секретами данной технологии. Он рассказал подробно об особенностях применения этой методики. Я поддерживаю с ним переписку, всячески перенимаю его опыт. На мой взгляд, это наиболее перспективная и наиболее щадящая методика лечения ожоговых ран, а также наиболее эффективная из всех существующих. Что особенно важно - это не заимствованная технология запада, а целиком отечественная разработка. Данную технологию уместно будет назвать импортозамещающей. В этом году автор выпустил монографию, мы по ней работаем, и всем пациентам, у которых возникают вопросы по новой методике лечения, мы её показываем. Пациенты убеждаются в эффективности применяемого нами нового подхода, сначала на примерах из книги, а в последующем - и на собственных примерах. После чего ни у кого не возникает сомнений в том, что методика эффективная. Результаты лечения всегда хорошие.

- Были ли какие-то трудности во внедрении этой методики?

- Естественно, новая технология внедрялась не сразу, переход от старой методики лечения происходил постепенно, и этот переход еще продолжается. Конечно, новая технология внедряется под контролем и при непосредственном участии заведующей ожоговым отделением Демидовой Ольги Николаевны. И это очень важно, так как применение технологии лечения ожогов в условиях влажной среды требует от врача глубокого знания механизма заживления раны, знания особенностей течения раневого процесса, фаз раневого процесса. Необходимо постоянно контролировать, как он протекает. На первых порах было немного сложно перестроиться, но в дальнейшем все более накапливая опыт, мы стали применять на большем числе пациентов, с более обширными, более глубокими ожогами. Пленочные повязки стали накладывать не только на поверхностные ожоги, но и на глубокие и до операции и в послеоперационном периоде. Также повязки накладываем на раны донорских участков, то есть тех участков, откуда мы берем кожу для пересадки. Я надеюсь, что со временем мы полностью перейдем на данную технологию и это будет нашей единственной методикой. Но, конечно, стоит понимать, что лечение ожоговых ран во влажной среде - это не панацея, существует в мире множество других хороших методов и технологий. Но какие-то из них требуют больших затрат, какие-то технологии доступны только в крупных ожоговых центрах и оказываются по программе высокотехнологичной медицинской помощи. Мне кажется, данная технология нам очень хорошо подходит, и все, что необходимо для ее выполнения, у нас есть, и она достаточно проста и доступна, при этом импортозамещающая. Ее нужно активно внедрять и использовать.

- С какими ожогами чаще всего обращаются пациенты?

- Чаще всего это бытовая травма, бывают и производственные, но значительно реже. По площади, глубине и локализации они абсолютно разные, поэтому проследить какую-либо тенденцию достаточно сложно, но стоит отметить, что с каждым годом растет число пострадавших с глубокими и обширными ожогами, это общероссийская статистика. Вот такие больные как раз требуют больших затрат на лекарственные препараты, они длительное время находятся на лечении в стационаре, требуют большого числа операций по очищению ран от некрозов, операций по пересадке кожи. Данная технология позволила нам сократить количество проведенных дней на стационарном лечении таких больных и сократить количество осложнений.

- Детей стало лечить проще с внедрением методики?

- Да. Эта методика и разрабатывалась преимущественно для детей, и применение ее было начато в детском ожоговом центре в городе Люберцы, где работал Василий Александрович Мензул, там он ее и внедрил впервые в начале 90-х. Дети при лечении по новой технологии намного легче переносят термическую травму, это позволило нам сократить, даже практически отказаться от поднаркозных перевязок, сократить расходы на обезболивающие препараты, антибиотики, сократить количество койко-дней, проведенных в стационаре.

- Есть мнение, что чаще всего ожоги получают от горячих жидкостей. Это так?

- Да, это правда. В мирное время подавляющее большинство ожогов - это ожоги горячими жидкостями. Но и ожоги пламенем тоже не редки, к сожалению. Люди очень часто получают ожоги пламенем именно по неосторожности, при работе с горючими жидкостями, дизельным топливом, бензином. Но особенно часто во время майских праздников получают такие ожоги, когда готовят шашлыки и неосторожно обращаются с жидкостью для розжига. Вообще, термическая травма имеет сезонность, в какие-то сезоны чаще всего обжигаются именно горячими жидкостями, в весенне-летнее время - пламенем, в летнее время часто к нам обращаются пациенты с солнечными ожогами. Но ожогов, полученных от горячих жидкостей, подавляющее большинство.

- Были ли какие-то необычные или особенно сложные случаи, которые запомнились вам?

- Допустим, сейчас у меня на лечении находится сложная пациентка с глубокими ожогами. А вообще, каждый наш пациент требует особенно тщательного внимания. Каждый наш пациент - это особый случай, который требует индивидуального подхода, индивидуального лечения. У всех людей, в силу их индивидуальных особенностей: возраста, сопутствующих заболеваний, каких-то предрасположенностей к тем или иным состояниям, ожоги могут протекать по-разному. У кого-то они заживают быстро и легко, почти без образования рубцов, а у кого-то предрасположенность к быстрому образованию рубцов. Когда ожоги оставляют после себя грубые патологические рубцы, в дальнейшем пациенту требуется ряд реконструктивно-пластических операций. Сложные пациенты поступают довольно часто, их спасение - это заслуга всего коллектива, мы работаем вместе ради спасения жизни пациентов. Это наша общая задача. Поэтому выделить один случай довольно сложно.

- Вы сказали, что сейчас у вас в отделении лежит женщина с тяжелыми травмами. Что с ней произошло?

- Она получила ожоги пламенем, у нее загорелась одежда, люди преклонного возраста, к сожалению, очень часто неосторожно обращаются с бытовым газом, получают ожоги пламенем, находясь вблизи газовой плиты. На них воспламеняется одежда, и ожоги у этой группы пациентов, как правило, глубокие.

- Часто ли поступают дети? Чаще чем взрослые?

- Нет, дети, к счастью, поступают реже, чем взрослые. Но практически всегда причина травматизма ребенка - это недосмотр родителей. Чаще всего поступают дети от года до трех лет, дети, которые начинают ходить, активно познавать мир, которые требуют в этот период пристального внимания. Они не осознают того риска и тех опасностей, которые их окружают, поэтому они часто получают ожоги горячими жидкостями, контактные ожоги, прикасаясь к раскаленным предметам.

- Какую первую помощь оказать человеку, получившему ожог до приезда скорой?

- Все зависит от того, чем получен ожог. Если это ожог кипятком или другой горячей жидкостью, то первое, что можно сделать, это охладить пораженное место. Но при этом стоить помнить, что если ожог обширный, занимает большую поверхность тела, то охлаждать таких пациентов ни в коем случае нельзя. Если же это ожог локальный, то его нужно охладить. Первые 10-15 минут с момента получения травмы необходимо поместить обожженный участок под струю холодной воды или приложить что-то холодное. Можно принять таблетку обезболивающего, так как первое, что беспокоит пострадавшего, это боль, не стоит об этом забывать.

- А если случилось так, что на человеке загорелась одежда, что делать в этом случае?

- Все ожоги пламенем, как правило, глубокие, ввиду того, что пламя - это высокотемпературный агент, достаточно буквально несколько секунд, чтобы кожа сгорела на всю толщину. Чем плохи такие ожоги, так это тем, что когда на человеке загорается одежда – он напуган, находится в состоянии шока, не может сам себя потушить. В состоянии шока человек не может облить себя водой, накрыть одеялом, чтобы ограничить доступ кислорода, не может  кататься по земле. Как правило, человек начинает бежать, от этого пламя разгорается сильнее, и все то время, что он горит, он получает глубокие ожоги. А это уже само по себе показание для госпитализации. В таких случаях нужно немедленно вызывать скорую, которая окажет первую помощь и доставит к нам.

- Что бы вы хотели посоветовать ульяновцам, чтобы они не попадали в такие неприятные ситуации?

- Прежде всего, быть осторожными! Всегда соблюдать технику безопасности при работе с горючими жидкостями, помнить о возможности получения травмы при разведении костров и приготовлении различных блюд на открытом огне. Не злоупотреблять алкоголем, так как большинство пострадавших, кто получает ожоги в весенне-летний период, находится в состоянии алкогольного опьянения и плохо контролирует ситуацию. Собственно это и обуславливает причину получения травмы.

А родителям - следить за детьми, не оставлять без присмотра. Всегда помнить о том, что ребенок не осознает всех опасностей и может получить ожог, а ожоги у детей лечить гораздо сложнее, чем у взрослых. И заканчиваются они, как правило, более серьезными последствиями, чем у взрослых. Ввиду быстрой способности к заживлению, быстрой регенерации кожи у детей есть высокий риск того, что у них образуются патологические, грубые рубцы, которые в дальнейшем осложняют им жизнь. Ребенок растет, а рубец не успевает растягиваться и при этом, если рубцы располагаются на конечностях, конечности деформируются. Такие пациенты требуют оперативного лечения, как правило, в несколько этапов, которые повторяются из года в год по мере роста ребенка. Если взрослым такое грозит редко, то детей это касается очень часто и об этом стоит знать и помнить. Естественно, берегите детей от пламени, горючих жидкостей и от контакта с раскаленными предметами.

Фото предоставлено ЦГКБ

Нет комментариев
Обсудить