Евгений Пьянков: «Цель учителя – чтобы ученики состоялись как личности»
Учитель физики школы № 53 превратил свой кабинет в «заповедник социализма».
Его трудовой стаж составляет 45 лет. 44 из них он проработал в школе № 53. Его кабинет выглядит так, будто на дворе не XXI век, а 70-е годы прошлого столетия. Заслуженный учитель Российской Федерации Евгений Пьянков собирает «дань» с каждого класса, который выпускается из школы, – не деньгами, а стенгазетами и фотоальбомами.
Островок истории
– Я не для себя стараюсь, – объясняет Евгений Георгиевич. – Это для учеников, чтобы знали, кто в школе до них учился. В советское время мы много ездили с учениками. Где только не были! И в Орле, и в Краснодаре, и в Ворошиловграде, и в Одессе, и в Сочи… Тогда-то и сложилась традиция: все классы, выпускаясь, оставляют о себе стенгазету и альбом. У каждого класса свой подход к оформлению. Сразу видно, кто делал стенд – девчонки или мальчишки. Вот на фото мальчик с автоматом – сегодня он служит в спецназе, 10 раз в Чечне был. А вот отец четырёх детей. Ученики не забывают нас, приезжают, радуются, что видят своего классного руководителя, рассказывают об успехах. В моём кабинете вообще народу бывает очень много, дверь всегда открыта. Сюда забегают со второго этажа младшие классы. И взрослые заходят. Здесь – история нашей школы. Здесь можно почитать раритетный материал по здоровому образу жизни, попробовать решить задачи по физике и даже… посмотреть фильм с помощью фильмоскопа, которому уже 50 лет. А ещё – сделать зарядку с гирей или гантелями, помериться силами на столе для армрестлинга, сыграть партию в настольный теннис, шашки, шахматы. В соседних кабинетах совершенно иная мебель, другие классные доски, учителя ведут предметы, может быть, несколько современнее… Я не дал убрать старую доску. На ней можно разместить максимум материала за минимум времени. Это целая схема урока. Кроме того, в кабинете сохранилась та самая настоящая деревянная мебель. Мы её подремонтировали, посадили на болты, на шурупы, и она добротно служит по сей день.
– У доски в кабинете физики хранится гиря. Здесь проходит первенство школы по гиревому спорту, армрестлингу – неофициально, в свободное время. При мне был даже зарегистрирован рекорд школы. Для маленьких есть набор гантелей. Одна самодельная, сваренная из трубы. Вот стол для армрестлинга. Его сделали ученики, сами выпилили. Здесь и девчонки борются – не только парни. Есть самодельные шахматы и шашки. Дети играют, иногда по 10 человек собирается. Есть кресла для отдыха. Здесь можно почитать журналы советских времён. Есть и задачники по физике, и учебники по другим предметам. Есть пособия, как решать задачи, как готовиться к экзаменам, как правильно распланировать свой день. Есть статьи про известных людей. Есть фильмоскоп, которому 50 лет. Есть рабочий плёночный киноаппарат. Раритетные вещи! Их вполне можно использовать как технические средства демонстрации и обучения, которые для большинства безвозвратно утрачены.
Учитель не может зарабатывать вне школы
– Как вы относитесь к высказыванию премьер-министра РФ Дмитрия Медведева об учителях?
– Трудно сказать, что он имел в виду, когда сказал, что нам надо зарабатывать не только в школе. Немножко некорректно высказался, не подумав, ведь у учителя основная цель – работа с учениками, чтобы они знали предмет, имели собственное мировоззрение и состоялись как личности.
– В какой степени ваш предмет влияет на формирование мировоззрения?
– Уроки физики рассказывают о материалистическом строении мира – воздухе, материи, поле. В основном, законы физики незыблемы и независимы от истории и тех людей, которые руководят как образованием, так и другими сферами жизни.
– Вы ощущаете потребность в дополнительном заработке?
– Ставка учителя высшей категории составляет 6992 рубля за 18 уроков в неделю. Из этой суммы ещё вычитают подоходный налог (13%). Учителям русского языка и литературы дополнительно платят за проверку тетрадей. Нам – нет, хотя непроверенные тетради не умещаются в шкафчике. Ещё мне платят за кабинет и полставки лаборанта, хотя всё необходимое для уроков и проведения лабораторных работ я выполняю на 100%. Но это не те деньги, на которые человек может комфортно чувствовать себя в современном мире при нынешнем уровне инфляции. Многие мои бывшие ученики живут, с точки зрения финансов, гораздо лучше. Экономлю на том, что не пью и не курю. Бросил, хотя курил 18 лет.
Территория здорового образа жизни
– А почему бросили?
– Кашлять стал. Курить-то вредно. Здесь та же история, что и с выхлопными газами: вы выдыхаете меньше половины того, что вдохнули. Всё в лёгких остаётся. Дети слушают, потому что знают – физик не курит. Наш губернатор говорит, что Ульяновская область – это территория здорового образа жизни. А у меня кабинет физики – территория здорового образа жизни.
– Почему вы решили стать учителем?
– Физика нравилась. В школе я был призёром городских и областных олимпиад. Потом окончил институт, отслужил в армии и женился. Моя жена – учитель английского, зовут её, конечно, Татьяна. Наш общий педагогический стаж составляет 90 лет (45+45).
– Чем отличаются дети, которые учились 45 лет назад, от современных?
– Раньше говорили: чтобы многого добиться, надо очень хорошо учиться. Сегодня это не менее актуально, поскольку не у всех есть возможность получать бесплатное высшее образование. А чтобы поступить на бюджетное отделение, надо очень хорошо учиться. Моё кредо с точки зрения преподавания предмета: ученик должен понять, запомнить и применить. Я обычно рисую это на доске в виде равностороннего треугольника. Если ты понял, но не запомнил, пользы нет. А если запомнил – примени, реши задачу. Во время урока надо делать записи. Нельзя уходить с чистым конспектом, иначе уйдёшь с чистой зачёткой. Кроме того, я консультирую каждую среду после уроков два с лишним часа, обсуждаю с учениками темы, задачи, вопросы бесплатно.
– Каким вы видите будущее российских учителей?
– Я оптимист-реалист. Верю, что с каждым годом отношение к образованию и учителям будет меняться. Новый министр образования России Ольга Васильева – человек образованный, она хочет вернуть один из предметов, расширяющий кругозор об окружающем нас мире и месте, которое занимает планета Земля во Вселенной, – астрономию. Со своей стороны стараюсь по максимуму и всегда надеюсь на хорошее.
– Что вам больше всего мешает в работе?
– Огромное количество отчётности. Планы меняются каждый год. Раньше было определённое количество уроков и тем, дальше учитель в зависимости от категории учеников и их отношения к предмету планировал всё сам. Теперь всё надо переписывать и распечатывать. Бумагу в школе не выдают, покупаем сами. А ведь надо ещё и к уроку подготовиться…
Он отдаёт детям всё своё время. Даже отпуск проводит в детском лагере.
– В следующее лето, как и во все предыдущие, я буду работать и отдыхать с детьми в ульяновском «Артеке» в Юрманском заливе. Туда съезжаются дети со всей области. Мы с женой проводим там все три смены. Природа восхитительная – лес, озеро с рыбой…
Многие бывшие ученики сегодня приводят в школу своих детей. Вот как они отзываются о Евгении Георгиевиче:
– Мы много путешествовали по городам Советского Союза, ходили в походы.
– Евгений Георгиевич видит в каждом ученике личность, с детьми общается на равных, развивая их веру в себя, поднимает самооценку.
– У него старая советская закалка. Дети к нему тянутся за общением. Обожает свой предмет, сохранил активную позицию и любовь к жизни. У него талант воспитателя.
– Его класс – это отдельный целый мир. Попадая туда, ты оказываешься в маленьком «заповеднике социализма», в лучшей его части, когда ценились не деньги и выгода, а порядочность, доброта и честность.
Досье:
В 1970 году Евгений Пьянков окончил физико-математический факультет Ульяновского государственного педагогического института имени И.Н. Ульянова. С1972 года работает в средней школе № 53 учителем физики. В 1988 году ему присвоено звание «Учитель–методист», в июне 2001 года – нагрудный знак и звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации», а в октябре – диплом и звание «Соросовский учитель». В 2007 году Евгений Георгиевич стал победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации, в 2010-м ему присвоено почётное звание «Заслуженный учитель РФ». Много лет работает над методической темой «Преподавание физики с использованием структурно-логических схем». Среди его выпускников 4 доктора наук, 12 кандидатов физико-математических наук.
Фото автора