Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Сергей Боярский: «Опасения последствий с ценообразованием продуктов в упаковке - преждевременные»

ru.wikipedia.org
ru.wikipedia.org

В России может подорожать молоко, пиво, газировка и все, что продается в пластиковой или алюминиевой таре. Причиной этого станет повышение экологического сбора. Минприроды предлагает увеличить его для упаковок из алюминия с нынешних 2423 рублей за тонну до 20 тысяч рублей, а для полимерной тары - с 3844 рублей за тонну до 10432. Чем обусловлено столь резкое увеличение экосбора? Стоит ли сейчас значительно повышать экологический сбор, учитывая, что все товары и так вырастут в цене в ближайшее время из-за повышения НДС, подорожания бензина и тарифов ЖКХ? Как это отразится на благосостоянии общества?

Сергей Боярский, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды:

«Экологический сбор в том или ином виде собирается практически во всех странах. Речь идет о производителях и импортерах, которые сами не перерабатывают свою упаковку. Если, например, условно говоря, производство напитков самостоятельно отчитывается по тем нормативам, которые тоже постепенно увеличиваются о том, что они 5-10% произведенной упаковки перерабатывают и утилизируют, они вообще освобождаются от уплаты экологического сбора. Это первое.  

Во-вторых, на сегодняшний день экологический сбор - это, по сути, добровольный платеж. У нас нет никаких санкций, обязывающих его оплачивать. Максимум, что можно получить - это некое представление от Росприроднадзора, которое никаких последствий за собой не влечет. Этот вопрос нужно тоже в комплексе регулировать.
За прошлый год мы собрали всего один миллиард рублей - это капля в море, по сравнению с масштабами, производимыми или нуждающимися в переработке упаковки. Мы как раз недавно рассматривали на комитете по экологии бюджет вместе с представителями минприроды, выясняли, куда же пойдут эти собранные деньги. Этот миллиард по регионам распределен, и деньги идут на помощь в организации и модернизацию перерабатывающих мощностей в регионах, так что плановый сбор на будущий период планируется до трех миллиардов рублей, что тоже не такая большая сумма.

Я вижу публикации на эту тему, мы обязательно соберемся, поговорим на этот счет на комитете, насколько объективны оценки экспертов и тех, кто высказывается на этот счет на предмет того, что могут возникнуть последствия с ценообразованием тех или иных продуктов с упаковкой. Мне кажется, это преждевременное опасение. Но в любом случае производители не должны снимать с себя ответственность за переработку выпускаемой ими продукции, у них всегда есть выбор: либо платит экосбор, либо заниматься самостоятельно переработкой своей тары.  В этой части законодательство достаточно гибкое и я считаю, что крупные производители всегда могут оценить экономическую выгоду, понятно, что все хотят извлекать максимальную прибыль.

Так что я, понимая масштабы работы, предстоящей всем нам, регионам и федеральному центру в части вообще перехода на новую философию обращения с твердыми коммунальными отходами, представляю, какие огромные средства нужны на реализацию задуманного. Если выполнять поставленную президентом задачу начать перерабатывать до 100% мусора, выделяя деловую фракцию в повторный оборот до 2030 года, нам нужно шагать семимильными шагами, чтобы наращивать перерабатывающие, сортирующие мощности, которых у нас сейчас очень мало: от 5-10% в зависимости от региона.

За удовольствие нужно платить. Все эти технологии существуют, но они достаточно дорогостоящие и, конечно, необходимо собирать окрашенные средства для того, чтобы направлять их на помощь в регионы.

Таковы реалии ценообразования, что это отражается на каждом. У нас сейчас, во-первых, вырастут тарифы на вывоз мусора, и мы все к этому готовы. Плюс ко всему действительно упаковка определенного вида может привести к тому, что в какой-то части ее цены, в том числе будет заложена переработка.

Но мы же должны понимать, если мы хотим наводить порядок с точки зрения экологической безопасности, утилизации и переработки, на это нужны средства. Средства в конечном итоге - это такая субстанция, перетекающая из одного в другое. Все равно в любом случае кто-то за это заплатит. По философии сегодняшнего дня сам производитель должен уплачивать экосбор. И дальше как это влияет на ценообразование, мы можем только догадываться. Может, они уже закладывают экосбор в свою продукцию, просто это размазывается тонким слоем по огромному количеству. Вы же понимаете, что, если такая сумма платится за тонну упаковки, а на конечной банке газированного напитка это вообще, может, сказывается как погрешность.

Поэтому так или иначе мы должны понимать, что средства на экологию целевым образом у нас выделяются недавно. И хорошо, когда появляется миллиард, потом три миллиарда рублей, которые позволяют за 100 миллионов рублей, за 300 миллионов рублей поставить оборудование, способное отделять петбутылку, стекло, алюминиевую банку от пищевых отходов и так далее. Потихоньку мы должны все перестроиться и начать более рачительно относиться и к тому, что мы покупаем, и к тому, что мы выбрасываем.

Некоторые страны гораздо более радикально подходят к этому, некоторые вообще уже запрещают пластиковую упаковку в обороте и переходят только на бумажные пакеты и так далее. У нас же просто катастрофическая ситуация: каждую ерунду, каждую мелочь кладут в отдельный целлофановый пакет в магазине. Это же просто абсурд. Мы все это выбрасываем каждый день, килограммами это все превращается в миллионы тонн на мегаполис и что с этим делать?!»


Нет комментариев
Обсудить