Михаил Щапов: «За контролем над почтовыми переводами скрывается борьба государства с теневыми зарплатами»
Российские власти возьмут под контроль почтовые переводы, соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму. Речь идет о денежных переводах на сумму от 100 тысяч рублей и оплате услуг связи на сумму свыше 50 тысяч рублей, а также о соответствующих суммах в иностранной валюте. Кроме того, согласно законопроекту, контролю подлежат все операции по сделкам с недвижимым имуществом, сумма которых равна или превышает три миллиона рублей или эквивалентна ей, но в иностранной валюте. Позволит ли ужесточение контроля над денежными операциями побороться с отмыванием доходов? Не попадут ли «под пресс» рядовые потребители, которые не используют переводы для сомнительных целей?
Михаил Щапов, депутат Государственной Думы, член комитета Госдумы по бюджету и налогам:
«Законопроект, внесенный в Госдуму, касается изменений относительно финансовых операций, подлежащих обязательному контролю в рамках политики противодействия терроризму и отмыванию преступно нажитых денег.
В самом законопроекте, как это часто делает правительство, есть и положительные моменты и отрицательные. Это делается специально, чтобы снизить накал критики и выставить критиков законопроекта противниками его положительных сторон.
Если говорить о положительных сторонах, то облегчается бремя контроля за банками. некоммерческими организациями. Например, часть НКО (потребкооперативы, ТСЖ, садоводческие, дачные и огороднические товарищества) освобождаются от обязательного предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю. Что в общем-то логично - сложно представить себе террористическую ячейку, которая на основе садоводства ведет свою подрывную деятельность. В этой связи скорее возникает вопрос, зачем эти НКО были включены в перечень, зачем на них возложили такую нагрузку?
Если говорить о вызывающих серьезные вопросы нормах законопроекта, то они в первую очередь касаются контроля за операциями по зачислению, или списанию денег со счета при платежах по лизингу, если сумма имущества в лизинге свыше 600 тысяч рублей, почтовых переводов более 100 тысяч рублей, передаче более 600 тысяч рублей в счет долга, оплате услуг связи на сумму свыше 50 тысяч рублей.
На мой взгляд, эти меры избыточны для борьбы с терроризмом и за ними на самом деле скрывается борьба государства с обналом и теневыми зарплатами. Не секрет, что указанные способы перевода часто используются для оплаты «серой» части зарплаты. Таким образом соответствующие органы хотят поставить эти операции под контроль.
Возникает вопрос лишь в том, насколько это может создать проблемы тем гражданам, которые совершают денежные операции без нарушения действующего законодательства. К сожалению, есть немалый риск, что банки и контролирующие органы не особо будут разбираться и мы станем свидетелями излишней ретивости и блокировок счетов невиновных граждан. Поэтому при рассмотрении в Госдуме мы должны будем особенно пристальное внимание обратить на механизмы защиты прав законопослушных граждан.»