Мусор по-новому. С чем столкнулась реформа в Ульяновской области
Еще не время подводить итоги «мусорной реформы». Нужно дождаться того же календарного момента, с которого она стартовала, то есть начала следующего года. Но с другой стороны, мы уже живем в новых условиях в течение всех четырех сезонов.
Ульяновская область вошла в число 69 регионов России, где с 1 января 2019 г. перешли на новый порядок обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами). На федеральном «верху» этот опыт заранее сочли положительным, и с 1 января 2020 мусорная реформа охватит почти всю страну.
А, между тем, следовало бы сначала подвести итоги пореформенной жизни в «подопытных» регионах в течение 2019 года, считает руководитель Ульяновского центра общественного контроля в сфере ЖКХ Руслан Хайров, и делать это пока рановато.
Руслан Хайров
Руководитель Ульяновского центра общественного контроля в сфере ЖКХ
- Реформа, как мы знаем, была запущена в начале этого года и, получается, старт ее пришелся на середину зимы. И если, допустим, оценивать, ее начальный период, то есть январь и февраль, то, на мой взгляд, работа была неудовлетворительной. Все только начиналось, многих требований законодательства региональные операторы не выполняли. Все утрясалось, оборудование закупалось, местами выявилось несоответствие реального расположения контейнерных площадок территориальным схемам их обслуживания. Муниципальные образования вообще были немного в шоке от этой ситуации. От жителей тогда много поступало обращений. Вот и оценивать итоги следовало бы в начале нового года, когда могут возникнуть те же самые проблемы, что возникали год назад. И посмотреть: возникнут ли они теперь.
По словам Руслана Хайрова, посреди зимы нужно будет оценить, обслуживают ли власти муниципальных образований эти контейнерные площадки, прочищают ли подъездные пути к ним, обслуживают ли качественно сами дороги, вдоль которых находятся контейнерные площадки. А, кроме того, размещены ли площадки там, где хотели бы жители, какого качества контейнеры установлены на них. Именно по этим вопросам было наибольшее количество нареканий.
Руководитель Центра констатирует, что сейчас количество обращений существенно снизилось, возникающие вопросы решаются более спокойно и планомерно. В нашем регионе вопросы, связанные с вывозом и утилизацией ТКО, курирует министерство природы и цикличной экономики. Центр общественного контроля и Минприроды, как правило, совместно решают возникающие вопросы. Да, определенные проблемы есть и сейчас. Это, в частности, непонимание руководителями некоторых муниципальных образований, кто именно должен обслуживать контейнерные площадки: муниципалитет, управляющая компания или региональный оператор. Хотя в законе однозначно прописано, что обслуживает их собственник земельного участка.
Жители некоторых населенных пунктов сходу отказались оплачивать вывоз мусора. Они к такому не привыкли. Подобная ситуация возникла, например, в поселке Зеленец Тереньгульского района. Жители утверждали, что весь мусор они сжигают и закапывают. Поэтому в услуге не нуждаются.
- Мы этот Зеленец объехали вокруг, вдоль и поперек, - сообщил руководитель Центра общественного контроля. - Вокруг села было обнаружено огромное количество свалок мусора, пластика, стекла. Металла, конечно, нет, его сами жители собирают хорошо. Но прочего мусора было огромнейшее количество. Когда у них появились контейнеры, они продолжали утверждать, что «мусора нет». Но контейнеры при этом забивали до отказа! Ну не может человек, проживая в XXI веке, не образовывать мусор.
Автор этих строк нередко выезжает отдыхать в санаторий и село Старый Белый Яр Чердаклинского района. Обходя окрестные леса, поля и луга, неоднократно натыкался на стихийные свалки мусора. Теперь подобных объектов стало значительно меньше: явно идет их постепенная ликвидация. Новых уже нет. Зато на всех улицах села через каждые 100 метров – аккуратненький пластиковый контейнер. Вот для этого, собственно, все и затевалось. Следующий этап – развитие мусороперерабатывающих предприятий.
Наш эксперт озвучил еще одну проблему. Доля правды в словах сельчан есть. Особенно, если это те населенные пункты, куда не дошла газификация. Бумага, старая мебель, да и все, что горит, действительно, сгорает в печах домов и бань. Для таких населенных пунктов справедливо было бы все-таки уменьшить примерно на четверть «норматив накопления» и, соответственно, брать за услугу меньше.
Инициатива от Ульяновской области была направлена в Госдуму РФ, но пока никакого решения по ней федералами не принято. Законодательная улита ползет неспешно. Недостаточность финансирования отмечает и региональное Минприроды.
«Основная проблема — это отсутствие федерального финансирования, без которого очень сложно выполнить все цели и задачи, поставленные Президентом Владимиром Путиным в нацпроекте «Экология», в частности, за счёт увеличения мусоросортировочных мощностей, - гласит официальный ответ регионального министерства. - Дело в том, что до настоящего времени Минприроды РФ не разработан порядок выделения субсидии субъектам Российской Федерации. Тем не менее, мы продолжаем двигаться вперёд, совсем скоро откроется пятая мусоросортировочная станция — она расположена в Мелекесском районе, в зоне деятельности 4 регоператора.
Также далеко не все юридические лица заключили с регоператорами договор на вывоз ТКО, хотя это их прямая обязанность по закону. При этом отходы ими образуются и складируются в контейнеры МКД, чем вызывают их захламление. Мы боремся с этим рейдами, проверками, привлекаем нарушителей к административной ответственности. Огорчают и некоторые жители, которые продолжают устраивать несанкционированные свалки, вывозя свои отходы в овраги, леса.
Кроме того, отсутствует открытость данных, регоператорам сложно выставлять счета, несмотря на то, что услуга по вывозу ТКО оказывается в полном объёме. Здесь же и случаются истории, когда идут начисления умершему человеку. Это федеральная проблема, и надо как-то её решать. Что касается вывоза мусора после субботников, то в осенний период захламления контейнеров не наблюдалось. Чётко определено: вывоз отходов после благоустройства осуществляется администрацией города (муниципалитета)».
Наиболее бурные страсти по поводу мусора от субботников разгорелись весной. В это же время активно спорили о том, кому вывозить выброшенную мебель, мусор, образующийся после ремонтов и прочий крупногабаритный хлам.
- В принципе, КГМ (крупногабаритный мусор) заложен в тариф. По сути, это те же твердые коммунальные отходы, которые образуются жителями в процессе жизнедеятельности у них в квартире. Соответственно, вывозит регоператор. Что касается строительных отходов, тут договоренность достигнута. По законодательству, строительные отходы, если они попадают в контейнер, должны быть вывезены региональным оператором. Если же строительные отходы где-то возле подъезда лежат, то это уже проблема управляющей компании. Кстати, региональный оператор также может заключить договор с управляющей компанией об их вывозе – как один из вариантов, - разъяснил нам Руслан Хайров.
Он сообщил также, что если строительный мусор сложен на контейнерной площадке, то вопрос о вывозе должен решать владелец контейнерной площадки. То есть муниципалитет. Они этот вопрос, как правило, решают опять же через договоренность с региональным оператором, который также все это вывозит. Но может вывезти такой мусор и сам муниципалитет своими силами. В общем, кто как договорится.
Большой отклик в Ульяновске нашли события в соседней Самаре. Суд признал незаконными и значительно завышенными установленные там тарифы за вывоз ТКО.
Дмитрий Фатьянов
Исполняющий обязанности директора ООО «Горкомхоз»
- На самом деле решение суда еще не вступило в силу, и мы не знаем, по каким позициям тариф посчитали недействительным. У Ульяновска и Самары различные системы расчета – если у нас платят люди, то у соседей начисляют оплату за ТКО по квадратным метрам. Для аналитики тарифов нужно смотреть их «состав»: что включено, а что нет. К примеру, у многих регионов в тарифе до сих пор нет обработки, т.е. сортировки отходов, она появится позже. В нашем регионе обработка включена только на 20% отходов, при этом «Горкомхоз» обрабатывает весь объем, т.е. 100%. Объем вывезенных ТКО уже больше, чем заложен Территориальной схемой, то есть норматив отчасти ниже, чем есть в реальности.
По словам и.о. директора, транспортирование отходов в зоне деятельности компании осуществляют операторы, которые приступили к работе на основании участия и победы в открытом конкурсе, на этот вид деятельности проводились торги. При этом, по словам Дмитрия Фатьянова, тариф в Ульяновской области региональными операторами был самостоятельно снижен с начала года, сейчас он меньше установленного. В любом случае все финансовые показатели подытожить можно будет лишь по окончании финансового года. На данный момент кассовый разрыв составляет десятки миллионов. Но о какой-либо прибыльности данного бизнеса в первые годы речи вообще не шло, сейчас идет выстраивание системы.