Ульяновские инвалиды-колясочники: «В городе нас окружает агрессивная среда»
Общество людей с ограниченными возможностями «Властелины колес» готовится удивить горожан.
Недоступная среда
Инвалидов-колясочников на улицах города увидишь не часто. Большая их часть с трудом может выйти из дома, чтобы добраться до магазина или поликлиники. Так активно обсуждаемая «безбарьерная среда» становится для колясочников недоступной. Ямы, бордюры, выбоины и колдобины вместе с тяжеленными колясками становятся постоянными «спутниками» инвалидов. Даже если человек видит на горизонте пандус, это вовсе не означает, что он может им воспользоваться: ульяновские строители редко рассчитывают верный угол подъема, ширину, расположение конструкции.
- Доступная среда действует в Ульяновске условно, - говорит Тамара Смирнова, инвалид-колясочник. – По сути, любое здание должно быть оборудовано для людей с ограниченными возможностями, но чаще всего пандусы не работают, а по тротуарам не проехать. На мой взгляд, доступной среду можно называть тогда, когда колясочник может передвигаться по городу один. У нас, к сожалению, без сопровождения не обойтись.
- Даже если пандус фактически существует, это не значит, что им можно пользоваться, - говорит колясочник Марина Чижова. – Например, в моем подъезде пандус можно опускать на первый пролет лестницы. Но чтобы его не уносили, он запирается на замок. При этом замок находится на середине пролета, я на коляске справиться с ним не смогу. Я стараюсь активно передвигаться по городу, но очень часто сталкиваюсь с трудностями, постоянно падаю вместе с коляской, иногда даже под колеса машин. К примеру, переезжать через трамвайные пути поздно вечером для таких, как я, вообще смертельно.
Программа «Доступная среда»
Напомним, в городе с 2011 года действует федеральная программа «Доступная среда». Именно она должна обеспечивать беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовать направления реабилитации – обучение, образование, трудоустройство. Но по словам самих инвалидов-колясочников, работы выполняются «для галочки», ведь состояние дорог их совсем не устраивает, а возможности пользоваться транспортом или заезжать в подъезды они не чувствуют.
Что значит быть инвалидом в Ульяновске
Обе женщины – и Тамара, и Марина - активистки общества «Властелины колес». Когда-то занимались спортивными танцами, но теперь у них нет перспектив: не выделяют деньги.
- Танцы открыли для меня новый мир, - рассказывает Тамара. – Я занялась ими с 1990-х, тогда у нас еще были возможности для развития. Мы ездили за границу, знакомились с европейскими танцорами и спортсменами на колясках. Только побывав в Германии, мы поняли, насколько сильно отличаются их и наши условия жизни. Там мне подарили легкую спортивную коляску, мне с ней намного легче управляться, но в Ульяновске приходится пользоваться российской, тяжелой и неповоротливой. Еще 15 лет назад мы активно пропагандировали танцы для инвалидов, много выступали, но сейчас и этого увлечения мы лишены.
- Меня нашла Тамара в начале 2000-х и пригласила в свою группу, - говорит Марина. – Возможность знакомиться, ездить, танцевать – все это вывело меня из длительной депрессии. Я поняла, что быть инвалидом – не стыдно, что вокруг много таких же, как я, только они редко выходят на улицу. Уже сейчас я часто советую девочкам на колясках, куда сходить, как можно провести время в условиях «недоступного» города.
По мнению Тамары и Марины, инвалиду одному в Ульяновске не справиться: требуется сопровождающий. У них теперь нет и транспортных льгот, когда пользоваться социальным такси можно только по предзаказу, и отвозят они только до вокзалов или больниц.
- Я не понимаю, почему первоочередность на заказ социального такси у диализных больных, - говорит Марина. – Они же могут доехать на обычном транспорте. А я вынуждена трястись в салоне по два часа, ожидая, когда развезут всех на диализ. В России мы чувствуем себя ущербными, тем более по сравнению с заграничным опытом.
Действительно, две участницы танцевального коллектива «Танцующая планета» вышли замуж за иностранцев и теперь делятся впечатлениями о том, какими привилегиями пользуются инвалиды в Великобритании и США.
- Там они чувствуют себя на равных с обычными людьми, им живется комфортно, - рассказывает Тамара. – Они не просто могут везде передвигаться одни, им оказывают всяческую помощь. Инвалиды чувствуют заботу именно тогда, когда это нужно, например, когда выписываются из больницы и осознают, что теперь прикованы к креслу. Соцслужбы им привозят на дом все оформленные документы, регулярно доставляют лекарства и ежегодно меняют коляски. У нас же ничего нельзя добиться от соцзащиты. Недавно я хотела заказать себе скамейку для ванны – она нам должна выделяться бесплатно. Для ее оформления меня обязали пройти полный медосмотр и доказать свою инвалидность, мотивируя это тем, что мои документы просрочены.
Зачем мне ноги, когда есть крылья
Эта фраза знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало стала девизом для общества «Властелины колес». Несмотря на все трудности, они не опускают рук и смотрят на этот мир с радостью. Так, в их ближайших планах – создание уникальной для Ульяновска модной коллекции по мотивам работ Фриды.
- Фрида Кало – отличный пример для наших колясочников, - говорит модельер и автор коллекции Светлана Семененко. – Она тоже была больна, в детстве перенесла полиомиелит, а потом – сильнейшую травму. Но даже оставаясь неподвижной, она продолжала творить и создавать жизнерадостные картины. Мы возьмем ее полотна и перенесем на ткань, а из нее сошьем специальную одежду для тех, кто постоянно ездит на колясках. Кроме одежды у нас будут аксессуары, головные уборы и обязательно обувь. Мы надеемся, показ мод поможет всем заметить, насколько прекрасны наши женщины. Ведь когда они выступают, танцуют, смеются, коляски замечать перестают.
Фото из соцсетей