Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Бизнес за колючей проволокой: как исправительные колонии в Ульяновской области делают миллионы на заключенных

Корреспондент mosaica.ru побывал за решеткой, чтобы убедиться, что осужденных не содержат на налоги граждан.

vk.com
vk.com

Помещения, за аренду которых не надо платить... Рабочие, которые не прогуливают и не пьют... Правда ли, что в исправительных колониях работают по 18 часов и за 550 рублей в месяц?

В исправительных учреждениях ежегодно производится продукции на 30 млрд рублей. И не только за счет лесоповала или швейного производства. Такие данные приводит ФСИН. Колонии зачастую выпускают сувенирную продукцию, мебель, спецтранспорт, одежду для охотников. Всего около сотни видов товаров. Так, в одной из исправительных колоний Свердловской области разводят червей. В ярославской ИК №1 делают маскировочные костюмы для оборонного ведомства. При этом на производстве работает только треть всех заключенных России. И если задуматься, то зоны можно было бы превратить в настоящие бизнес-империи.

«Производственный сектор исправительных учреждений ориентирован на решение вопросов приспособления человека к жизни в новом сообществе, привития, восстановления и закрепления у осужденных трудовых навыков, необходимых для их дальнейшей адаптации после освобождения. А также на снятие общественно значимой напряженности - погашение исковых требований потерпевших», - сообщил главный инженер УФСИН России по Ульяновской области полковник внутренний службы Ринат Ситдиков.

С заключенного по нитке – и система живет

Ульяновским колониям пока далеко до корпораций. Производством продукции в регионе занимаются в восьми центрах трудовой адаптации осужденных. Они имеют и собственные площади для цехов, и оборудование. Всего в шести исправительных колониях (ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-8, ИК-9, Ик-10) и двух колониях-поселениях (КП-1, КП-5) выпускают более 850 различного вида продукции.

Если брать цифры, то из 6128 осужденных, которые сейчас отбывают наказание в  Ульяновской области, 2291 человек имеет непогашенные иски. А общая сумма исковых требований составляет 774,4 млн рублей.

При этом далеко не все осужденные работают в колониях, здесь все зависит и от количества рабочих мест, и от самого желания заключенного. С начала 2017 года было трудоустроено на производство 980 человек, как факт – они уже смогли погасить за счет заработанной платы часть исков на общую сумму 21,4 млн рублей.

Чаще всего  производят продукцию для собственных нужд подразделений  УФСИН, однако есть контракты с муниципальными структурами и коммерческими партнерами.

В частности, заключенные на 75 процентов обеспечивают себя продукцией. На внутренний рынок уголовно-исполнительной системы идут в основном продукты питания. Среди них растительное масло, крупы, мука, свежие и консервированные овощи, молоко, сок, кисель. Производят в колониях и одежду для спецконтингента и личного состава, и мебель, и строительные материалы, и специзделия, и специальную автомобильную технику.


Только в этом году в колонии-поселении №1 вырастили 872,92 тонн зерновых и технических культур. Кроме этого, осужденные собрали с грядок 4356 тонн свежих овощей (капусты белокочанной, моркови, лука, свеклы и картофеля). Это полностью пополнило запасы учреждений УИС Ульяновской области и пяти органов ФСИН России в овощной продукции.

Капустная «изюминка» от рецидивистов из колонии

Что действительно поражает среди всех производств в колониях Ульяновской области, так это цех консервации овощей. Точнее сказать, производство квашеной капусты в исправительной колонии строгого режима №4. В ней отбывают наказание рецидивисты. В этом году заключенным удалось замариновать 2262 тонны овощей. И это несмотря на то, что объем, который по сравнению с прошлым годом вырос в два раза, еще не предел. Заказы продолжают поступать. Трехлитровые банки с овощами производства ульяновской колонии идут на продажу в 26 регионов. Отметим, что вся консервация идет на пропитание осужденных.


Такие успехи приносят учреждению 4,5 млн рублей в казну. На эти деньги планируют закупить новое оборудование и трудоустроить более 20 человек.

«Вся продукция имеет маркировку только исправительной колонии №4. Мы всю нашу продукцию декларируем. По каждой партии проводится торговое испытание, делаются сопроводительные документы. У нас очень большие объемы производства. Связано это с тем, что в наших учреждениях зимой, весной и в начале лета еще нет свежей овощной продукции, а у наших консервов срок годности два года, чтобы заключенные круглый год могли получать витамины», - рассказал заместитель начальника ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области майор внутренней службы Тимур Мамедов.

В четвертой колонии более чем из восьмисот заключенных на работу ходит около половины. Мужчины трудятся на пастеризации и разливе молока, изготавливают макароны, кисель и маринуют овощи. Есть производства, которые выходят на внешний рынок, цех деревообработки, металлообработки и швейное производство. Портные занимаются изготовлением морозостойких курток для заказчика.


«Сейчас шьем зимние костюмы для охотников. Вообще, нужно стремиться работать, чтобы зарабатывать деньги для себя, на ларек, посылать  родным. При этом чем больше мы выполняем, тем выше зарплата, есть поощрение - передачка, свиданка. У всех есть стимул для работы. За невыполнение  наказывают. Существует два плюса. Если человек хорошо работает, то это влияет на условно-досрочное освобождение, а также после выхода на свободу его берут коммерсанты, которые организовали бизнес на зоне», - поделился отбывающий наказание в ИК №4 Алексей Дерин.

Одежда продается за пределами колючей проволоки под определенным брендом. Всего же 320 заключенных в Ульяновской области шьют одежду для нужд уголовно-исполнительной системы или для госзаказчиков.

При этом, как говорят осужденные, которые работают посменно, а еще находят время на профессиональное обучение, зарплаты хватает и на погашение исков, и на помощь родственникам, и самим остается для похода в магазин. На заметку: больше всего в колонии платят на производстве киселя.

Руками осужденных впервые: авто для инвалидов, скамейки и урны

С колониями в Ульяновской области сотрудничает более сорока представителей малого и среднего предпринимательства, на производствах которых работает 400 человек. Именно продукция из этих цехов и уходит на продажу за пределы зоны. Но самое примечательное, что после освобождения бизнесмены часто приглашают на работу экс-заключенных, которые долгие годы делали это за забором.

Не отстают от предприимчивых граждан и городские власти. С колониями у них заключено более 35 контрактов на производство продукции для нужд Ульяновска. Ведомства подписали договоров с УФСИН на сумму 8,27 млн рублей.

Часть этих денег, безусловно, досталась исправительной колонии №2. И несмотря на то, что контракты еще не оплачены, продукция учреждения уже украшает городские улицы. В ИК №2 заключенные изготавливают объекты городской инфраструктуры для улучшения архитектурного облика. Во дворах, а также у ДК «Современник» и в центре города стоят 370 лавок и 330 урн, произведенных осужденными. И заказы продолжают поступать, ведь малые архитектурные формы привлекают горожан, и они часто присваивают их себе. Но что точно унести пока не удается, так это металлические павильоны на остановках общественного транспорта. При этом со следующего года ассортимент продукции расширится, а заключенным дадут право высказать свои идеи по усовершенствованию дизайна товаров для благоустройства.


Примечательно, что в ИК №2 почти из семисот заключенных на работу ходит чуть более ста человек. В учреждении содержатся осужденные на строгий режим, но совершившие преступления в первый раз. Многие из них после нескольких лет работы и отсидки идут на повышение.

«Интереснее, чем сидеть без дела, конечно, интереснее. И осужденные зарабатывают хоть что-то. Я пришел на производство крановщиком, а потом меня повысили. Кто-то приходит в колонию уже с образованием, которое получил на воле, кто-то получает его здесь. Безусловно, работать нужно по-любому», - рассказал осужденный, руководитель бригады по производству автомобилей в колонии №2 Евгений Ерофеев

Именно им оборудовали новое производство по изготовлению светодиодного листа. Его элементы используются в светильниках, уличном оформлении витрин магазинов и праздничной иллюминации.

Во второй колонии особое внимание уделяется производству специальной автомобильной техники. Более десяти лет заключенные изготавливают топливозаправщики, молоковозы с цистерной различных объемов, пожарные автомобили, хлебовозы, автомобили для ремонтных бригад и газовых служб на базе УАЗ, BAW, ГАЗ.


«В последние годы акцент сделан на спецтехнике для УФСИН. В частности, мужчины устанавливают на уже готовые автомобили оборудование для доставки больных осужденных в больницы. Всего за год с импровизированного конвейера сходит 160 автомобилей, 120 из них продаются коммерческим структурам», - сообщил заместитель начальника колонии, руководитель центра трудовой адаптации осужденных подполковник внутренней службы Артем Немков.

Открылось и новое производство. Заключенные с этого года изготавливают спецавтомобили для перевозки осужденных, подозреваемых и обвиняемых с ограниченными возможностями здоровья. Подъем инвалидов в автомобиль осуществляют с помощью гидравлического подъемника и раскладной рампы. Транспортное средство могут использовать сотрудники МВД и спецслужб, а также в качестве социального такси.

Не на пользу общества, а в личных целях?

И уж точно чего вы не знали. Заключенные заботятся не только об общем облике города, но и конкретно о каждом дворе. Именно в ульяновских колониях мужчины занимаются изготовлением хоккейных коробок, детского игрового и спортивного оборудования.

Если делать выводы, то можно понять, что заключенные в силах самостоятельно обеспечить себе жизнь в колонии, за исключением оплаты электроэнергии и теплоснабжения (это пока делается на налоги граждан), а также производить продукцию для жизни тех, кто на свободе. При этом вся работа осужденного направлена только на собственную пользу. Зарабатывая в местах лишения свободы, они получают возможность погашать иски, выплачивать алименты, оказывать материальную помощь родным и близким. Но главное, работа – это один из плюсов для получения условно-досрочного освобождения, а после – для успешной адаптации в обществе.

Видео mosaica.ru

Нет комментариев
Обсудить